Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема созниния в философии.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

    Познание  не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. 

2.4. Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

“Сознание”  буквально и означает “совокупность знаний”.

Психика человека формируется  и постоянно обогащается  в условиях социального  окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Одной из особенностей психики  человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к  изменениям в содержании общественного сознания.

Существенной  особенностью сознания человека является самосознание.

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения  к другим людям, человек  начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего  мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание  проявляется в  самонаблюдении, критическом  отношении к себе, самообладании и  ответственности  перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание  — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я- концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание  — социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство — стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание — это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание  человека как высшая форма развития психики  имеет следующие  существенные особенности:

1. Категориальность  — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых  в данной ситуации  взаимосвязей.

3. Осознание целей  деятельности, предвосхищение  их в системе  общечеловеческих  понятий и представлений.

4. Обусловленность  индивидуального  сознания общественными  формами сознания.

5. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны  сознания функционируют посредством речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация  индивида, его адаптация  к внешней среде  осуществляется тремя  относительно автономными  уровнями психической  регуляции:

1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;

2) подсознательно-субъективным  эмоционально-импульсным  уровнем;

3) сознательными, произвольными,  логико-семантическими  программами. 

Наличие в психике человека указанных уровней  регуляции обусловливает  относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные,  врожденные реакции  (реакция страха, испуга, избежание физически опасных ситуаций) ;

2) привычно - автоматизированные  подсознательные  действия;

3) сознательные, волевые  действия. 
 

 

2.5. Бессознательные  и надсознательные процессы 

Изучение  феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его

признавали  в своей практике врачеватели самых  ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне

(сновидения); ответные реакции,  которые вызываются  неощущаемыми, но  реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы неверно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике.

Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Бессознательное образует низший уровень  психики. Бессознательное — это

совокупность  психических процессов, актов и состояний, обусловленных

воздействиями, во влиянии которых  человек не дает себе отчета. Являясь

психическим (поскольку понятие  психики шире, чем  понятие «сознание»,

«сознательное»), бессознательное  представляет собой  такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

 Представление о многослойности

психики человека существовало ухе в древневосточной философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В

теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека. В современной оно толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами

группы. Личное бессознательное  и коллективное бессознательное  влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса. 

Разнообразие  форм и проявлений бессознательного исключительно  велико. В

некоторых случаях можно  говорить не только о бессознательном, но и надсознательном  в поведении и  деятельности человека.

К надсознательной категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда, используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой  

проблемы  и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

Таким образом, то, что вошло  в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т.е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

Каковы  основные характеристики данного процесса? Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контролируемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия. Во-вторых, мы не знаем, в какой момент они завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены.

Сознательные  и надсознательные  процессы постоянно  соседствуют друг с другом. Например, хорошо известное  всем человеческое чувство  — любовь. Вы знаете, что любите этого  человека, но почему вы его любите? Что  побуждает вас  любить именно этого  человека, а не другого? Тем более, что весьма часто, ваш избранник не является лучшим из числа ваших знакомых. Это можно объяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали надсознательными процессами. Другой при- 
мер — выбор профессии. Считается, что выбор профессии есть осознанный шаг. Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смутное представление о профессии. Мы не знаем (или не стремимся узнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих родителей, друзей, жизненных условий и т.п., но не отдаем себе в этом отчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами. Поэтому надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей.

Информация о работе Проблема сознания в философии