Проблема сознания в философии. Душа, дух, сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:53, реферат

Краткое описание

Проблема сознания - определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им. Понимание природы сознания становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Сознание как философская категория………………………………………….5
Философские теории сознания………………………………………………………5
Сущность, основные характеристики и структура сознания………………………8
Глава II. Духовный мир человека………………………………………………………12
2.1. Соотношение души и духа…………………………………………………….……12
2.2. Душа и тело………………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………...………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Каковы особенности деятельности человека, которые делают необходимым  именно сознательное отражение мира, и в чем сказывается специфическая роль сознания, его особая функция?

  Главнейший факт, характеризующий жизнь людей в обществе, состоит в том, что люди производят в процессе труда предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этом процесс производства требует, чтобы его результат имелся прежде в голове работника в виде сознательного представления. Чтобы изготовить вещь, возвести какую-нибудь постройку и т. д., необходимо не только воспринимать внешние условия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бы мысленно видеть перед собой то. что должно получиться в результате трудовых действий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не только сообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, но и подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме - как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.

Это относится  не только к труду, но и ко всем действиям  людей. Возникнув на основе труда и в связи с трудом, человеческие действия приобрели свойственную труду особенность - подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрели сознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности.

  Для того чтобы действие могло воплотить в своем результате определенную цель, представление этой цели должно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить с ним реальные непосредственно воспринимаемые предметы. А такой формой и является форма сознательного отражения реальности.

Чтобы сделать, например, из дерева какую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала, мысленно сопоставляя их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаясь к наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своих действий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложился в его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей, упрощает ее конструкцию и т. д.     

Исходя  из всего вышесказанного, можно сказать, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с материальным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять - духовному или природному. Таким образом, фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей. 

Список литературы:

1. Караваев Э.Ф. «Философия» - М.: Юрайт-Издат, 2006;

2. Кохановская Т.И.  Философия: Учебное пособие для  высших учебных заведений - издание  3-е, переработанное и дополненное. - Ростов н/Д: «Феникс», 2007;

3. Кузнецов В.Г. и  др. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008;

4. Лавриненко В.Н. и  др.; под общ ред. Лавриненко  В.Н. Философия: Учебник. - 3-е изд., исп. И доп. - М.: Юристъ, 2008;

5. Мамыкин И.П. Философия:  Материалы для самостоятельной  работы. - Мн.: ЭП «Экоперспектива», 2005;

6. Миронов В.В. Философия.: учебник для вузов.- М.: Норма, 2008;

7. Степин В.С. и др.; под общ. ред. Я.С.Яскевич. Философия:  учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. - 3-е  изд. - Мн.: РИВШ, 2008;

8. Фролов И.Т. Проблема  сознания // «Введение в философию» Учебное пособие для высших учебных заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2007.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема сознания в философии. Душа, дух, сознание