Проблема человека в философии Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Суть гегелевской методологии, как указывалось, – вплетение антропологии в онтологию. Анализ проблемы человека невозможен без включения ее в более широкий, причем предельно широкий контекст – в общее понимание мира, его природы и его абсолюта. Антропология в своем развитии необходимо выливается в онтологию, а онтология всегда имплицитно содержит антропологию. Философия человека Гегеля вплетается в его общую «космологию» мира, в широкий пласт параллельных тем – тем свободы, сознания, социальных отношений, природы, истории, отчуждения, религии и т. д. Вне их философия человека не может состояться, потеряет свой органический элемент.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Гегель- немецкий философ-идеалист……………………………3
2. Проблема человека в философии Гегеля……………………….4
2.1 Сущность человека в гегелевской концепции……………..4
2.2 Гегелевская методология……………………………………..9
Заключение……………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

проблема человека Гегель.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

План

Введение………………………………………………………………….2  

  1. Гегель- немецкий философ-идеалист……………………………3
  2. Проблема человека  в философии Гегеля……………………….4
    1. Сущность человека в гегелевской концепции……………..4

2.2  Гегелевская  методология……………………………………..9

Заключение……………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в  родовой и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько  людей, столько и проблем. Эта  истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться  разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет  человека, нет и связанных с  его существованием проблем. И губи-ли людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.

В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного.

Он – головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его действия зачастую не поддаются  рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью  существующей теории и методологии. Сократовский призыв “Познай самого себя” в полной мере и не реализован, несмотря на все достижения философии (в том числе логики и этики), биологии, медицины, психологии и других наук. Есть учёные, полагающие, что проблема человека вообще неразрешима. Скорее прав был Ф. М. Достоевский: “Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...”

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гегель- немецкий философ-идеалист.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель. Родился в Штутгарте в  семье крупного чиновника. Изучал философию  и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Г является его "феноменология духа" (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором.

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831) - великий немецкий философ-идеалист, оказавший исключительное влияние на развитие западно-европейской философии и русской общественной мысли в 40 - 60-х годах прошлого века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Бакунин). В противоположность метафизическому образу мышления, господствовавшему в научной мысли в XVIII столетии и рассматривавшему объективный мир и его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, Гегель выдвинул диалектический метод, который, наоборот, требует изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и взаимной связи. С точки зрения Гегеля нет ничего неизменного и постоянного. Наоборот, все течет, все изменяется, все находится в беспрерывном движении, но это движение совершается не эволюционно, а диалектически, т.-е. путем противоречий. По Гегелю абсолютное понятие или абсолютный дух есть основа всего существующего. Развитие этого абсолютного духа по имманентным законам и составляет диалектический процесс.

 

 

 

 

  1. Проблема человека  в философии Гегеля
      1. Сущность человека в гегелевской концепции

 «Индивид имеет бесконечную ценность» , – провозглашает Гегель в «Философии религии». «Человек обладает бесконечной ценностью»  – зеркальное отражение этой фразы мы находим в «Истории философии». «Человек является целью в себе самом благодаря своему божественному началу» , – указывается в «Философии истории». «Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке»[6] , – пишет немецкий мыслитель в «Философии духа», почти уравнивая в правах индивида и Абсолют.

Эти принципы и этот пафос  не могли не получить отражения в  творчестве ведущих отечественных  и зарубежных гегелеведов. «Тому, кто стремится постигнуть философию Гегеля в ее основной сущности, необходимо вскрыть его концепцию человека»[11] , – писал И. А. Ильин. Далекий от него и по времени, и по идеологии марк-сист Д. Лукач указывал: «Гегель решал вопрос, как придать индивидуальной жизни смысл, сохранив его до конца дней» . В философии Гегеля «впервые в человеческой истории противоречивость самого человеческого существования осознается как центральная проблема философии» , – уточнял тот же автор.

«Дух существует только как  единичное действительное сознание» [3] , – этот постулат гегелевской философии автоматически распространяет все многочисленные награды, раздаваемые в гегелевской системе абсолютной идеи, на человека – вне его она ничто. В этой связи даже не питавший к Гегелю пиетета Р. Гайм признавал приоритетное значение антропологической проблематики в творчестве мыслителя и указывал, что «философия Гегеля возникает из поэтического толчка, из желания построить мир по идеальной схеме» . По мнению Гайма, Гегель «хотел восстановить человека из его разрозненного состояния»  и именно для этого предпринимал создание своей глобальной системы.

Многие ученые полагали, что интерес Гегеля к человековедению, как и вся его философия в целом, выросли из религиозных исканий мыслителя. Широко известна в этой связи концепция Дильтея; в русской философии данной позиции придерживался уже упоминавшийся И. А. Ильин, высказывавший, в частности, идею о том, что гегелевская философия является синтезом двух начал: греческой мысли и христианской любви . Известный западный гегелевед Теодор Херинг писал, что понятие духа в гегелевской философии про-исходит от Евангелия от Иоанна . Хинрикс называл гегелевскую философию «высшим мыслительным продуктом в христианстве».

Подобная позиция не лишена оснований. «Задача – внятно объяснить, что значит приблизиться к богу... Царство божие пусть придет, и  будем действовать для этого» , – эти фразы молодого Гегеля звучат как программные заявления. Известно, сколь серьезное внимание мыслитель, особенно в юношеские годы, уделял религии; да и в период апогея его творчества религия всегда соседствовала на Олимпе знания с философией, с Абсолютным знанием. Гегель много раз говорил, что религия и философия изучают один и тот же предмет, но разными средствами.

Специфика антропологии немецкого  мыслителя в том, что к проблеме человека он подходит через фундаментальную  онтологию. Он не считает правильным и возможным решать основные антропологические  проблемы напрямую, простыми дефинициями. Всякий раз выявление антропологических  воззрений Гегеля предстает как  экскпликация из целостного концептуального каркаса, созданного мыслителем.

 

 

Сущность человека в гегелевской  концепции – дух, и эта короткая посылка ведет к весьма развернутым следствиям. Человек бесконечно внутренне глубок и сложен, так же сложен, как сам мир, как сам абсолют. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира и абсолюта. В этой связи антропология расширяет свои привычные пределы и простирается на все социально-историческое пространство, на весь смысловой универсум. Антропология превращается в онтологию.

«Формой, в которой существует истина, может быть лишь научная  система ее»  – эта знаменитая фраза из «Феноменологии духа» присутствует во всех учебниках по истории философии. Данный принцип в полной мере применим к антропологии мыслителя. Только из целостной системы знания о природной  и социально-духовной действительности может быть получен ответ на вопрос о человеке, его природе и смысле бытия.

Подход Гегеля в какой-то мере схож с подходом Хайдеггера. При  всем различии их теоретических концептов  в обоих случаях за основу принят принцип: человека нельзя объяснить  из самого человека; для этого нужно  объяснить все бытие . Хайдеггер ставил знак равенства между проблемой Сущности и проблемой человека; аналогична методология Гегеля. И потому оба мыслителя подходят к человеку через всеобщую онтологию.

Указанная специфика гегелевской  методологии была замечена целым  рядом зарубежных и отечественных  философов. Еще Гадамер отметил, что человек у Гегеля мыслится «через разлитую действительность духа» . «У Гегеля все антропологические проблемы утрачивают самостоятельность, т. к. включаются в контекст всей системы» , – указывает Н. В. Мотрошилова.

При этом гегелевская антропология (здесь и далее, если не оговорено  иное, этот термин будет браться  в классическом смысле, а не в  качестве обозначения одноименного раздела в «Философии духа») имеет  своим предметом не разнообразие типов человеческой субъективности, а понятие человека, «человека вообще». В центре внимания – вопрос о природе человека, его сущностных всеобщих чертах.

При этом Гегель рассматривает  человека как сложнейшее, многомерное  существо, детерминация деятельности и сама деятельность которого развертывается не в одной плоскости, а на многих уровнях. В человеке есть и субъективное, и объективное, и абсолютное. Он и  конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы  общественных отношений, продукт социализации, и часть Абсолютного, медиум бога. В знаменитой гегелевской триаде «субъективное – объективное  – абсолютное» нашлось место  для рассмотрения почти всех значимых социально-исторических и природных  феноменов, но нигде нет отдельной  ступеньки, которая так и называлась бы «человек». Нет и не может быть, потому что человек глобален; он «вмещает в себя все, но сам не вмещается ни во что», как гласит известный афоризм. Человек вбирает в себя всю указанную триаду и предстает как сложный конгломерат различных сущностей и природ. В этой связи справедлива та точка зрения, что Гегель во многом переосмыслил само понятие человеческого индивида, качественно усложнив его по сравнению с предшествующими этапами немецкой классической философии, впрочем, как и по сравнению с предшествующей философией вообще .

Одновременно вся гегелевская  система необходимо центрирована на человеке. Каждая ступень восхождения  – это определенный уровень развития человеческого сознания. Все «гештальты» (наиболее короткий термин для обозначения определенной ступени развития духа в системе Гегеля ) – это, как писал И. А. Ильин, «определенные видоизменения человеческой природы» , «состояния внутренней энергии человека – божественной по сути и конкретно-эмпирической по явленности» .

Указанную методологию подхода к антропологической проблематике нельзя назвать ни тривиальной, ни простой. Именно поэтому ее многие не понимали, а многие не принимали, обвиняя Гегеля во всех грехах. Прибавим к этому ставшую притчей во языцех сложность гегелевских текстов, трудность их интерпретации (еще с Гайма пошли жалобы на то-де, что «Гегель труден, т. к. соединяет мышление и записывание»  – тексты, которые писались без применения рефлексивных функций, читать, безусловно, проще; если же говорить серьезно, то данный тезис верен лишь отчасти, так как Гегель, как правило, многократно правил записанное; полного тождества мыслительного экспромта с письмом нет). Данный коктейль причин, к которому нужно прибавить тот тривиальный факт, что каждый оценивающий субъективен, и породил то многообразие оценок его философской системы, которое было приведено.

Действительно, философа можно  по-разному оценивать в зависимости  от того, становится ли оценивающий на одну точку зрения с ним или нет. Гегеля нельзя адекватно воспринять, если придерживаешься иной смысловой парадигмы. Гегель требует: кто хочет его понять, тот должен его принять.

Исходя из этого, мы в настоящей  статье будем, по мере наших возможностей, придерживаться этого принципа, то есть не менять тех смысловых рамок  и систем координат, в которых  шел рефлексивный процесс самого мыслителя. В ином варианте вообще вряд ли возможна системная работа о его  творчестве, так как иной вариант  – это, скорее, авторски-современная, чем историко-философская работа, претендующая на аутентичность толкования.

 

 

 

 

 

2.2 Гегелевская методология

Суть гегелевской методологии, как указывалось, – вплетение  антропологии в онтологию. Анализ проблемы человека невозможен без включения  ее в более широкий, причем предельно  широкий контекст – в общее  понимание мира, его природы и  его абсолюта. Антропология в своем развитии необходимо выливается в онтологию, а онтология всегда имплицитно содержит антропологию. Философия человека Гегеля вплетается в его общую «космологию» мира, в широкий пласт параллельных тем – тем свободы, сознания, социальных отношений, природы, истории, отчуждения, религии и т. д. Вне их философия человека не может состояться, потеряет свой органический элемент.

«Человек... есть дух»  , «Человек, конечное сознание, есть дух в определении конечности» , – указывает Гегель. Поэтому в его методологии человек единосущностен с абсолютом и миром. Весь мир превращается в модификации человеческого «я»; с другой стороны, само «я» – всего лишь один из модусов абсолюта, духа, претворяющего себя в пространстве и времени.

Человек, имеющий единую сущность с миром, столь же внутренне  глубок и многообразен, как и сам  этот мир. Поэтому гегелевская антропология выступает как некая сущность с бесконечной периферией: все  многообразные формообразования духа – это ее живые частицы, по-разному  раскрывающие природу человеческого  существа и способы его бытия.

В этой парадигме анализа  все антропологические проблемы выступают не изолированно, а включаются в единый контекст поступательного  развития духа. Человек – часть  той нити развития, которая началась вне времени и пространства, в  чистой логике, царстве абсолютных сущностей. Эта нить проходит через  природу, через историю, общество, право, мораль, культуру, религию, во всем находя модус своего существования. В парадигме  гегелевского подхода человек – часть вселенной, не больше и не меньше; проблема человека – это проблема вселенной. Ключи к тайне человеческого бытия нужно искать, настолько же углубляясь в бездны сознания, насколько и простирая свой взор вовне – на весь порожденный бытием смысловой ряд.

Информация о работе Проблема человека в философии Гегеля