Проблема человека в философии Древней Индии и Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

При всем многообразии и богатстве философской мысли Древнего Востока ей присуще некоторое внутреннее единство, отличающее от европейской философии.
Корни философии таились в особенностях общественного устройства. Классовая структура общества закреплена в иерархии наследственных каст, фиксирующих социальное неравенство. Человек оказывается полностью зависимым и бесправным перед лицом общины и государства, он являлся орудием суеверий. Сознание устойчивости и прочности своего бытия такой человек находит лишь в религиозно-мифологическом сознании, утверждающим сверхъестественную связь его с окружающим миром, космосом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3
1. Философия Древнего Китая……………………………………………….…5
1.1 Конфуцианство…………………………………………………….…….…6
1.2 Даосизм……………………………………………………………………..7
2. Философия Древней Индии………………………………………………….9
2.1 Индуизм………………………………………………………………….…9
2.2 Буддизм………………………………………………………………….....11
3. Человек в философии Древнего Востока…………………………………..13
Заключение………………………………………………………………...…....17
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема человека в философии Др.Индии и Др. Китая.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентаций поведения в зависимости от места индивида в социально кастовой иерархии, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья – ученичество, грихастха – главенство в семье, ванапрастха – отшельничество, саньяси – отшельничество и отрешение от земного.

Значительно ранее (середина I тысячелетия до нашей эры) в Индии  складывается буддизм.

 

2.2 Буддизм

 

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает пашитский канон «Типитака».

По буддизму, жизнь  во всех ее проявлениях есть выражение  различных комбинаций или «потоков»  нематериальных частиц – дхарм. Сочетания  дхарм определяю бытие того или  иного человека, животного, растения и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют «четыре великих истины», которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гауташе в момент его «просветления». Истины провозглашают, что 

1) жизнь есть страдание,

2) причина всех страданий  – желания, 

3) страдания можно  прекратить путем избавления  от желаний, «погашение» последних,  а для этого необходимо 

4) вести добродетельную  жизнь по законам "«правильного  поведения"» и "«правильного  знания"».

«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к  тому же основной линией поведения  должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а также есть после полудня.

«Правильное знание»  подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволяет человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существовал сам по себе), а также Бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон  объединяет множество богов как  индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований  неиндийских народов, принявших  буддизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Человек в философии Древнего Востока

 

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Древнеиндийская философия  человека представлена, прежде всего, в памятнике древнеиндийской  литературы — Ведах, в которых  выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку наблюдается в примыкающих к Ведам текстам — Упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей.

Человек считается тем  совершеннее и нравственнее, чем  больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). Упанишады полны таких вопросов, как: «откуда мы произошли?», «где мы живем?», «куда мы движемся?» и т. д.

Важной составляющей частью Упанишад является концепция  круговорота жизни (сансара), с которой  тесно связан закон воздаяния (карма). В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Такое понимание берет свое начало в анимистических представлениях людей. Закон кармы предполагает включение индивида в постоянный круговорот перерождений и предопределяет будущее рождение человека, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Поэтому лишь тот, кто в прошлом совершал достойные поступки и благие действия, родится в качестве представителя высшего сословия (варны): священнослужителя (брахмана), воина или представителя племенной власти (кшатрия), земледельца, ремесленника или торговца (вайшья). Тот же, кто вел неправедный образ жизни, в будущем родится как член низшей варны — шудры (масса непосредственных производителей и зависимого населения) или его атман попадет в тело животного. При этом не только варна, но и все, с чем сталкивается человек в жизни, определено кармой.

Анимизм (от лат. anima, animas — дух, душа) — совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.

Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос Упанишад.

Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии  человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К.Ганди.

Философия Древнего Китая  создала также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее значительных ее представителей является Конфуций, в литературе чаще всего, именуемый Кун-цзы — учитель Кун.

Исходной для него можно считать концепцию «неба», которая означает не только часть  природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится  не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер.

Обеспокоенный разложением  современного ему общества, Конфуций обращает внимание, прежде всего на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными этическими качествами человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения.

Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал учитель Кун.

Чтобы приблизиться к  «цзюнь-цзы», каждый должен следовать  целому ряду этических принципов. Центральное  место среди них принадлежит  концепции жэнъ (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе».

Это правило в качестве нравственного императива в разных вариантах будет встречаться  потом и в учениях «семи  мудрецов» в Древней Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева и др. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как ли (этикет) и синь (справедливость) и другим.

Наряду с учением  Конфуция и его последователей, в  древнекитайской философии следует  отметить и другое направление — даосизм. Основателем его считается Лсю-цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию.

Тот же, кто не следует  дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам.

Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии.

В дао все вещи равны  между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характеризуя древневосточную  философию человека, отметим, что  важнейшей частью ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру.

Вместе с тем эта  философская традиция ориентирована  на совершенствование внутреннего  мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается, прежде всего, с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

Человек сам определяет пути своего совершенствования и  является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является здесь трансцендентализм — человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.

Философия человека Древнего Востока и такие течения, как буддизм, конфуцианство, даосизм, оказали огромное влияние на последующее развитие учений о человеке, а также на формирование образа жизни, способа мышления, культурных образцов и традиций стран Востока. Общественное и индивидуальное сознание людей в этих странах до сих пор находится под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 
1. Аблеев П.В. История мировой философии. – М., 2005

2. Бог-Человек-Общество в традиционных культурах Востока. – М. 1993

3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993

4. Васильев Л.С. Цивилизация Востока: специфика, тенденции, перспективы. – М., 1995

5. Древние цивилизации.  – М ., 1999

6. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. – М., 1995

7. Концепция человека в традиционной китайской культуре. – М.,2008

8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001

9. Философский энциклопедический словарь. – М., 2007

10.  Хрестоматия по философии. – М., 2007




Информация о работе Проблема человека в философии Древней Индии и Древнего Китая