Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:09, доклад
«Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Своеобразие научного подхода к человеку: наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о ценностных ориентациях. Наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования. Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум.
Проблема человека в философии и науке
1. Феномен
человека в научном и
«Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Своеобразие научного подхода к человеку: наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о ценностных ориентациях. Наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования. Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум.
Классической в философии
Понятия тела, души и духа конкретизируют философскую идею человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество. Они составляют как бы «внутренние» проекции категорий микрокосма, микротеоса и микросоциума, описывая возможную структуру человеческого «Я».
2. Основные стратегии
осмысления проблемы человека
в философии
Соответственно акцентам на природно-телесных,
индивидуально-психологических или социокультурных
аспектах понимания человека, можно говорить
о: натурализаторской, экзистенциально-
Согласно натурализаторской
Экзистенциально-
Для рационалистической концепции (Платон,
Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.)
сущностной особенностью человека становится
наличие у него разума, сознания.
Кредо социологизаторской модели наиболее
емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность
человека есть совокупность всех общественных
отношений». Человеческая природа формируется
обществом и меняется вместе с изменением
исторической ситуации.
3. Научные и философские модели антропогенеза
Проблема антропогенеза – происхождения человека.
Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская концепция. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».
Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Генетически закрепленными признаками нового вида стали прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга.
Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры.
Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека – игровая модель. Хейзинга предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и т. п., исходя из принципа игры. Все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, но игре, порождая в своей совокупности органично-условный континуум духовной культуры.
4. Проблема смысла жизни, смерти, бессмертия в духовном опыте человечества.
Философия и культура не в состоянии дать однозначно правильного ответа, в равной мере приемлемого для всех людей и эпох. Например, сторонники натурализаторской версии, рассматривающие человека как природное начало, являются преимущественно последователями гедонизма и эвдемонизма в этике. Человек, согласно этой позиции, должен ценить жизнь как таковую, где качество жизни и ее смысл измеряются величинами счастья (греч. eudemonia) и наслаждения (греч. hedone).
В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма. Истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним (трансцендентным) бытием, где его земная история является лишь подготовкой, преддверием настоящей жизни в вечности.
С рационалистической философией содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безусловного закона принцип долженствования, долг.
Своеобразной альтернативой
Решение вопроса о смысле жизни
неизбежно предполагает необходимость
определения соответствующего статуса
смерти. Человек – это единственное существо,
«знающее о смерти». Логика человеческого
отношения к смерти в истории культуры
и философии шла по пути ее своеобразного
преодоления. Наиболее радикально эту
мысль в философии высказал Эпикур, заявив,
что нечего бояться того, чего нет, поскольку
пока есть мы, то смерти нет, а когда есть
она, то нет уже нас. Одновременно для всей
классической культуры смерть выступает
как переход к какому-то иному состоянию
жизни, отсюда устойчивые традиции «готовиться»
к смерти.
Показательно, что несмотря на определенную
реабилитацию смерти в современной философии,
на уровне общекультурных реалий сегодня
в новом ракурсе воспроизводится практика
вытеснения смерти. С одной стороны, смерть
как бы вытесняется на периферию повседневного
опыта. С другой стороны, ХХ в. породил
невиданную ранее индустрию смерти, легитимировав
смерть подконтрольную и в силу этого
понятную, допустимую.