Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:09, доклад
В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.
Проблема человека в средневековой философии
В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.
Проблема человека в философии и науке
1.Человек как предмет
2.Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в природе человека.
3.Индивид, индивидуальность, личность.
Сущность процесса
Философская антропология
Под философской антропологией понимается учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности.
Основные вопросы философской антропологии:
В чем сущность человека?
Каково происхождение человека как социального существа?
Под влиянием каких факторов человек формируется как личность?
Как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе?
В чем смысл человеческого
Проблема человека в античной философии
В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как
Проблема человека в средневековой философии
В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.
В иерархии созданных Богом
творений человек занимает
с одной стороны
– он создан по образу и
подобию Бога, а поэтому является
наиболее совершенным
с другой стороны
– он рассматривается как
Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.
Проблема человека в философии Возрождения
В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.
Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.
Проблема человека в философии Нового времени
В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.
Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.
Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход
(философия жизни, фрейдизм)
Социологический подход
(марксизм, структурализм)
Экзистенциальный подход
(экзистенциализм, феноменология)
Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход :
Человек рассматривается
как элемент природы,
Сущность человека
Проблема человека в неклассической философии
Социологический подход:
Человек рассматривается
как совокупность социальных
отношений, которые создают
Проблема человека в неклассической философии
Экзистенциальный подход:
Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.
Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза
Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида.
Антропосоциогенез - процесс происхождения и развития человека как социального существа.
Проблема антропогенеза
Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.
Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.
Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.
Проблема антропосоциогенеза
Основные концепции:
Трудовая
Игровая
Психоаналитическая
Семиотическая
Трудовая концепция (Ф.Энгельс)
Источником формирования человека как социального существа является труд.
Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях.
Отношения, складывающиеся в
процессе труда и в результате
присвоения и распределения
Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.
Игровая концепция (Й.Хёйзинга)
Источником формирования человека как социального существа является игра.
Игра рассматривается как
В игре человек временно
может реализовать свою
Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.).
Психоаналитическая концепция (З. Фрейд):
Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность.
Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.
Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс)
Источником формирования человека как социального существа является язык.
Язык выступает универсальным
посредником между миром и
человеком. Человек
Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.
Соотношение биологического и социального в человеке
3 подхода к решению проблемы:
Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.
Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.
Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.
Индивид, индивидуальность, личность
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.
Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.
Структура личности (психологический подход)
- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);
- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);
- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);
- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).
Взаимоотношение личности и общества
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
Социализация - это процесс становления личности.
Виды социализации:
направленная (воспитание, образование);
стихийная (общение с ближайшим окружением).
Периоды и стадии социализации
Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания.
Периоды социализации:
Дотрудовой Трудовой Послетрудовой
Четыре стадии социализации: ранняя (от рождения и до поступления в школу) обучение социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности)
завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).
Сознание как предмет философского анализа
1. Проблема сознания в истории философии.
2. Проблема генезиса сознания.
3. Структура и функции сознания.
Понятие сознания
Сознание - отличительная сущностная характеристика человека.
Сознание: выражает способность
человека к познанию; выступает
средством организации
Основные подходы к пониманию сознания в классической философии
Субстанциональный подход:
Сознание - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия.
Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания.
Функциональный подход:
Формируется в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание - особая функция мозга. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.
Основные подходы к пониманию сознания в неклассической философии
Социокультурный Экзистенциально-
Экзистенциально-
Формируется в рамках таких
направлений как
Согласно данному подходу:
утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении к природно-материальному миру и к обществу;
центральной характеристикой
посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.