Проблема человека в философии и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:09, доклад

Краткое описание

В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.
Проблема человека в средневековой философии
В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема человека в философии и науке.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

 

Проблема человека в  философии и науке

1.Человек как предмет философского  анализа.

2.Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в природе человека.

3.Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации  личности.

Философская антропология

Под философской антропологией  понимается учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и  субъекте творческой преобразующей  деятельности.

Основные вопросы философской  антропологии:

В чем сущность человека?

Каково происхождение человека как социального существа?

Под влиянием каких факторов человек формируется как личность?

Как соотносятся между собой  личность и общество? Какова степень  свободы личности в обществе?

В чем смысл человеческого существования?

Проблема человека в  античной философии

В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).

Человек и космос рассматриваются  по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.

Человек рассматривается как гармоничное  единство души и тела.

Проблема человека в  средневековой философии

В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.

 В иерархии созданных Богом  творений человек занимает особое  место: 

     с одной стороны  – он создан по образу и  подобию Бога, а поэтому является  наиболее совершенным творением,  по своей значимости находится  выше всех природных объектов;

     с другой стороны  – он рассматривается как испорченное  грехом, ничтожное по сравнению  с Богом и зависимое от Бога  существо.

Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению  с телом.

Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.

Проблема человека в  философии Возрождения

В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.

Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

Проблема человека в  философии Нового времени

В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.

Главная цель человеческой жизни –  познание. Познание является условием разумного преобразования человеком  природы, общества и самого себя.

Проблема человека в  неклассической философии

Натуралистический подход

   (философия жизни, фрейдизм)

Социологический подход

   (марксизм, структурализм)

Экзистенциальный  подход

  (экзистенциализм, феноменология)

Проблема человека в  неклассической философии

Натуралистический подход :

     Человек рассматривается  как элемент природы, подчиненный  единым с нею законам функционирования  и не имеющий в своих характеристиках  ничего такого, что невозможно  было бы в других природных  образованиях.

    Сущность человека определяется  его объективными факторами –  сферой биологического, бессознательного.

Проблема человека в  неклассической философии

Социологический подход:

    Человек рассматривается  как совокупность социальных  отношений, которые создают его  и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется  в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).

Проблема человека в  неклассической философии

Экзистенциальный  подход:

    Существование каждого  отдельного человека уникально  и неповторимо. У человека нет  никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе  деятельности сам создает свою  сущность, отличную от сущности  других людей.

Проблема антропогенеза  и антропосоциогенеза

Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида.

Антропосоциогенез - процесс происхождения и развития человека как социального существа.

Проблема антропогенеза

Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.

Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.

Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.

Проблема антропосоциогенеза

Основные концепции:

Трудовая

Игровая

Психоаналитическая

Семиотическая

Трудовая концепция (Ф.Энгельс)

Источником формирования человека как социального существа является труд.

Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью  орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта привели  к переходу от первобытного стада  к  обществу, основанному на социальных связях.

 Отношения, складывающиеся в  процессе труда и в результате  присвоения и распределения продуктов  труда, лежали в основе первых  норм морали и первых форм  социальной организации. 

Необходимость достаточно сложной  коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.

Игровая концепция (Й.Хёйзинга)

Источником формирования человека как социального существа является игра.

Игра рассматривается как форма  свободной творческой активности в  отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической целесообразности.

 В игре человек временно  может реализовать свою свободу.  Вместе с тем ощущение свободы,  даруемое игрой, достаточно условно.  Игра, освобождая от повседневных  забот, вместе с тем подчиняет  человека своей стихии. Обязательными  признаками игры выступают особые  правила и пространство, в пределах  которого действуют эти правила.

 Все формы человеческого  общества и культуры возникают  в результате игры (например, религиозные  культы – игра-представление,  война – игра-состязание и  т.д.).

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд):

Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность.

Все формы общества и культуры возникают  в результате возникновения у  людей коллективных психологических  комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и  деятельности.

Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс)

Источником формирования человека как социального существа является язык.

 Язык выступает универсальным  посредником между миром и  человеком. Человек воспринимает  действительность только при  помощи языка.

Человек становится субъектом той  или иной культуры, лишь овладев  языком. Возникновение различных  форм культуры и общества стало возможным  в результате формирования речи.

Соотношение биологического и социального в человеке

3 подхода к решению проблемы:

Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.

Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.

Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.

Индивид, индивидуальность, личность

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.

Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.

Структура личности (психологический  подход)

- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);

- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);

- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);

- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);

- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).

Взаимоотношение личности и общества

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.

 Социализация - это процесс становления личности.  
Виды социализации:

направленная (воспитание, образование);

стихийная (общение с ближайшим окружением).

Периоды и стадии социализации

Социализация характеризуется  периодичностью и стадийностью протекания.

Периоды социализации:

Дотрудовой   Трудовой   Послетрудовой

Четыре стадии социализации: ранняя (от рождения и до поступления в школу) обучение социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности)

завершение жизненного цикла (с  момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).

 

Сознание как предмет  философского анализа

1. Проблема сознания в истории  философии.

2. Проблема генезиса сознания.

3. Структура и функции сознания.

Понятие сознания

Сознание - отличительная сущностная характеристика человека.

Сознание:  выражает способность  человека к познанию;  выступает  средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих  отношений; является средством обмена опытом и передачи его от поколения  к поколению; объединяет творческие возможности человека; обеспечивает ценностные ориентации;  является средством  коммуникации.

Основные подходы к  пониманию сознания в классической философии

Субстанциональный подход:

Сознание - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия.

 Человеческое сознание –  это лишь частица или продукт  надмирового сознания.

Функциональный  подход:

Формируется в 17-18 веке (направление  эмпиризма). Сознание - особая функция мозга. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.

Основные подходы к  пониманию сознания в неклассической философии

Социокультурный    Экзистенциально-феноменологический    Психоаналитический

Экзистенциально-феноменологический подход к пониманию сознания

Формируется в рамках таких  направлений как экзистенциализм, феноменология и т.д.

    Согласно данному подходу:

утверждается принципиальная самостоятельность  сознания человека в отношении к  природно-материальному миру и к  обществу;

центральной характеристикой индивидуального  сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);

посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.

Информация о работе Проблема человека в философии и науке