Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, ее атмосферы и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом жизни которого было бы созидание.
Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы и перспективы современной цивилизации.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра философии и психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Философия»

Тема : Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

За свою историю человечество многое сделало для того, чтобы  вырваться из зависимости от природных  условий его бытия, чтобы общество стало собственным свободным  делом каждого индивида, чтобы  достичь общезначимых идеалов гуманизма. Вместе с тем история человеческой цивилизации, и особенно ее современный  этап, показывает, что движение по пути социального прогресса идет совсем не просто, что на этом пути человечество столкнулось с серьезнейшими  проблемами комплексного характера, которые, если их не решить в достаточно короткие сроки, могут привести к необратимым  последствиям.  

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно  верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, ее атмосферы  и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом  жизни которого было бы созидание. 
  Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера.

 

 

1.Общественный прогресс и его критерии.

Прогресс (движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом  от низшего к высшему, от менее  совершенного к более совершенному. Заслуга разработки теории общественного  прогресса принадлежит философам  второй половины 18 в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма (тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике.) и вызревание европейских буржуазных революций. Основатели Тюрго и Кондорсе. 

Пути общества:

1) Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

2) В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

3)Кондерсе- история-прогресс  человеческого разума.

4) Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

5) Маркс-общество развивается по закономерностям развития материального производства. 

Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо.

Противоречивость  прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. 

Традиционные  критерии прогресса:

-развитие человеческого разума;

-совершенствование нравственности людей;

-прогресс науки и техники;

-развитие производительных сил, включая самого человека;

-возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Техницисты  (Преувеличение роли техники в жизни человека) использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего по этому показателю впереди. Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития.Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже.

Наиболее важным, критерием  прогресса выступает уровень  гуманизма общества, т.е. положение  в нем личности: степень ее экономического, политического и социального  освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и  социального здоровья.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса  является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду. Свободное развитие человека в свободном  обществе означает также раскрытие  его подлинно человеческих качеств  — интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит  от условий жизни людей. Уровень  гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий  в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме.

 Гуманистические критерии  прогресса: средняя продолжительность  жизни человека, детская и материнская  смертность, состояние здоровья, уровень  образования, развитие различных  сфер культуры, чувство удовлет- воренности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.

2.Глобальные проблемы  современности.

Глобальные  проблемы современности –  это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества.

При оценке глобальной ситуации начала столетия на первый план выходят многополярные  характеристики современного мира. Неисчерпаемое  многообразие динамичных социокультурных  форм, высочайшие достижения общечеловеческого  прогресса отражены в совершенно новых технологиях, разветвленной  информационной сети, мире утонченного  искусства. В то же время ряд регионов земного шара сохраняет реликтовые, архаичные социальные образования  и не пользуются благами цивилизации.

    Однако   глобализация   социальных,   культурных,   экономических   и политических процессов в современном мире, наряду с  позитивными  сторонами, породила  ряд  серьезных  проблем,  которые  получили  название  «глобальных проблем современности»: Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти  проблемы  важны для настоящего и будущего человечества.  Конкретный  анализ  каждой  из  них входит  в  компетенцию  специальных  наук:  социологии,  демографии  и  т.д. Философы  же  концентрируют   внимание   мировоззренческих   смысложизненных вопросах,  рассматривают  эти  проблемы  под  углом  зрения  возможностей  и перспектив выживания  человечества.

Сегодня многие задаются вопросами: благодаря чему жить в той или  иной стране хорошо, что общество и  государство должны делать, чтобы  повышать стимул к жизни в своей  собственной стране? По определению  Организации объединенных наций, оптимальное  человеческое развитие подразумевает  долгую и здоровую жизнь, получение  образования и достойный уровень  жизни. Дополнительные элементы включают политическую свободу, гарантированные  права человека, активное участие  в обеспечении справедливости и  устойчивости развития на планете.

Человечество движется от чисто экономических достижений (повышение национального дохода) к достижениям в области образования  и здоровья. Знание – сила, являющаяся, по сути, интеллектуальным фактором, превращается в материальный, производительный вектор, обеспечивающий безусловное выживание человека.

Сегодня человеческая цивилизация  стоит на распутье своего социально-экономического развития, которое сдерживается рядом  граничных условий.

Первое – это ограниченность невозобновляемых ресурсов, стремительное  и нерациональное их использование (по данным ООН нефти, газа, угля при  сегодняшних темпах их потребления  хватит не более чем на 80–90 лет). Суть экологической угрозы состоит в том, что растущее давление факторов человеческой производительной деятельности на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20–40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов животных и растений. Нехватка питьевой воды, «парниковый эффект», опасность термоядерного взрыва не улучшают ситуацию с экологией.

Значимым фактором развития современной цивилизации является постоянный рост народонаселения Земли. Очевидно, что противоречия социально-экономического развития не разрешатся лишь ограничением роста численности населения. Причем появляются вначале не «рабочие руки», а «рты». Поэтому неконтролируемый рост населения, особенно в «развивающихся»  странах подрывает ресурсную  базу, стремительно ведет к максимально  допустимым нагрузкам на природную  среду.

Важнейшей является проблема загрязнения жизненной среды  веществами, враждебными жизни. Химическое, радиационное загрязнение нарастает, в зону опасности попала сфера  общечеловеческого достояния –  Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. 

Вывод один – надо говорить с Природой на понятном ей языке. Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы.  Экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Угроза экологического отравления Земли по своему объему, содержанию и последствиям является наиболее вероятной, по сравнению даже с опасностью ядерной войны.

Стремительное развитие человеческой цивилизации в таких научных  направлениях, как генетика, генная инженерия, биология, формирует опасность, нависшую над человеческой телесностью. Под угрозой находится не только «внешняя» природа, та экологическая  ниша, в которой мы живем, но и «внутренняя» – человеческий организм, телесность. Телесное здоровье – на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. Тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что человечество стоит перед опасностью разрушения его как вида, деформации его телесных основ. В результате непродуманных вмешательств в структуру генетического кода не исключается возможность его ломки. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции, фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека.

Не менее важной для  социально-экономического развития человечества является кризис духовности. Все идеи – от социалистической до научно-технологической  – оказались в руинах, столкнувшись с границами, поставленными биосферными  глобальными возможностями человеческого  бытия. Биосфера планеты при существующих технологиях и потребительских ориентациях этого не выдержит. Да и при нынешней технической оснащенности производства это невозможно.

То же относится и к  технократическому оптимизму, к  идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет  в себе не только благо, но и зло. Одни только компьютерные сети, при  всех их позитивных практических возможностях, ведут к информационным катаклизмам, деградации человечества в плане  психологического здоровья. 
Таковы некоторые глобальные проблемы современности в социально-экономическом развитии человеческой цивилизации, они реальны. Новая перспективная модель развития должна осуществляться не в интересах меньшинства (как в США, которая провозглашается и навязывается всему миру как оптимальная), а в интересах большинства. Такая модель предполагает следующее:- интегрированные процессы социально-экономическом развития должны носить всеобъемлющий характер 
- идеологическую основу этих процессов должны составлять принципы социально-экономического равноправия, гуманности, толерантности, уважения прав и свобод человека, сообществ людей и всего человечества в целом.

Именно поэтому порождение нового глобального мышления, этики  и морали, их распространение на Земле, доведение до сознания каждого  человека являются актуальными задачами образования и просвещения. Без  этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую  солидарность, без знаний, помноженных  на вечные ценности и идеи блага, не может быть эффективного и справедливого  развития современной цивилизации. 

3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.

 Решение глобальных  проблем  современности  –  это  общее  дело  всего человечества.   Человечество    должно    выработать    эффективные    формы сотрудничества,  которые  позволил  бы  всем  странам  действовать   сообща, несмотря на различия социально –  политических,  религиозных,  этнических  и иных мировоззренческих ориентаций.  А для  этого  оно  должно  опираться  на определенные базисные ценностные  ориентации.  Многие  современные  философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма. Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций  и  установок, доведения до логического конца, получает значение общего идеала.  При  таком подходе человек рассматривается как высшая цель  общественного  развития,  в процессе которого обеспечивается создание  необходимых  условий  для  полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в  социально-экономической и  духовной  сфере  жизни,  наивысшего  расцвета   конкретной   человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества  заключается,  очевидно, в  достижении  полного  осуществления  принципов  гуманизма  как   торжества человеческого  начала.  Гуманизм  в  этом   смысле   не   следует   понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала  в  духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое  начало  неразрывно связано со  всеми  сферами  жизни  людей,  в  том  числе  и  с  общественным производством,  и  с  системой  производственных  отношений,  поскольку  без удовлетворения материальных потребностей общества и  человека,  ни  о  каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.

Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем