Проблемы философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Западная философия ХХ века отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей. Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Последующие события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей.

Содержание

Введение 3

1. Исторические условия и предпосылки возникновения философии экзистенциализма 4

2. Основные понятия и проблемы философии экзистенциализма 8

2.1 Учение об экзистенции 8

2.2 Проблема свободы как экзистенциальная проблема 10

2.3 Проблема трансцендирования 12

2.4 Гносеологический аспект экзистенциализма 13

2.5 Социальные взгляды экзистенциалистов 14

3. «Позитивный экзистенциализм» Н. Аббаньяно 16

Заключение 19

Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

кр фил.docx

— 46.78 Кб (Скачать файл)

2.5 Социальные  взгляды экзистенциалистов

 
 
 
В подходе к общественным явлениям у экзистенциалистов четко выявляется специфический эмпиризм, подмена  законов общественного развития непосредственным описанием проявлений индивидуального существования, так как исходной «клеточкой» общества является индивид.  
 
Реальную диалектику общества Сартр увязывает с индивидуальным опытом человека, непосредственно переживающего ход исторического процесса. Общество предстает у него как новый вариант робинзонады, поскольку общество - это деятельность изолированных индивидов. По его мнению, коллектив - это пассивное бытие человека, в нем индивид вынужден отказаться от авторства, свободы, самостоятельности, самовыражения. Свобода - только вне коллектива. Правда, он считал, что в группе ее член может осуществить свой проект, действуя не как «другой», а как он «сам». Характерный для экзистенциализма индивидуализм приводит к тому, что даже организованное общественное действие Сартр рассматривает как действие совокупности индивидов, внутренне остающихся разобщенными. 
 
Сфера социального бытия описывается как сфера отчуждения свободы. Для экзистенциалистов общественные связи существуют лишь там, где можно зарегистрировать непосредственную «встречу» индивидуальных сознаний, межличностные контакты, осуществляемые с помощью речи. Хайдеггер рассматривал общественные связи как «совместное бытие», где нет свободы. Общественные отношения разделяют людей. 
 
 

3. «Позитивный  экзистенциализм» Н. Аббаньяно

 
 
 
Итальянский представитель экзистенциализма Н. Аббаньяно поставил задачу «реформировать» экзистенциализм из «негативного» в «позитивный», преодолеть его субъективный характер, враждебность к науке, пессимизм и бесперспективность, поднять у человека веру в будущее. В отличие от Сартра, который презрительно относился к позитивистскому уму естественников, Аббаньяно интересуется естественными науками и публикует статьи по этой проблематике. Он ссылается на «принцип неопределенности» Гейзенберга, неэвклидову геометрию, но утверждает, что современная наука отбросила понятие необходимости и отвергла детерминизм. Аббаньяно утверждает, что мир без сознания – хаос, лишенный определенного смысла, что этот смысл в него вносит индивидуальное сознание.  
 
Итальянский философ принимает особую для всех экзистенциалистов установку, что задача философии состоит не в создании неких абстракций, не в замыкании себя в «Башне из слоновой кости», а в анализе проблем, стоящих перед человеком в повседневной реальной жизни. Философия должна прояснить, что такое человек и в чем его предназначение. Но главное, что она должна сделать, — это дать индивиду надежные ориентиры в его деятельности. 
 
Проблемы философии касаются бытия человека, но не человека вообще, а конкретного неповторимого индивида, который должен осознать свою ситуацию и взять на себя ответственность за свою судьбу и судьбы истории. Но человек никогда не существует как изолированное и обособленное существо, он всегда находится в отношении с миром и с другими людьми. Поэтому экзистенциальный анализ должен быть анализом отношений, которые непосредственно выходят за рамки отдельно взятого индивида. И главным среди всех этих отношений является его отношение с бытием. Человек в подлинном смысле становится человеком, лишь когда он ставит себе вопрос о бытии. Собственно человек — это и есть то «существо, которое ищет бытие» [1, 94]. 
 
Аббаньяно прямо трактует бытие как «должное, или ценность». А поскольку должное — это то, чего реально еще не существует, то можно сказать, что оно в этом смысле «ничто». Таким образом, в позитивном экзистенциализме категории бытия и ничто утрачивают свое сугубо онтологическое значение и обретают новое, аксиологическое. Экзистенция человека состоит в отнесении себя к бытию, т. е. к сфере ценностей, в движении от своей фактичности (которую Аббаньяно, в отличие от Хайдеггера, станет обозначать термином «Ничто») к трансцендентности. Тогда оказывается, что человек как экзистенция всегда больше чем ничто, но меньше чем бытие. Экзистенция — это всегда лишь отношение с бытием, ибо если бы она стала бытием, человек превратился бы в Бога. «Экзистируя, — пишет Аббаньяно, — я выхожу из ничто, чтобы двигаться к бытию; но если бы я достиг бытия, я перестал бы экзистировать, потому что экзистенция — это поиск или проблема бытия» [1, 122]. Бытие как мир ценностей находится перед человеком не как нечто данное и гарантированное; оно предстает перед ним как возможность, которую он свободен принять или отвергнуть; поэтому человек и оказывается «ответственным за бытие». 
 
Экзистенциализм в его позитивной форме, по мнению Аббаньяно, должен способствовать тому, чтобы «формировать в людях умеренное чувство опасности, чтобы делать их менее подверженными разочарованиям от неудачи и экзальтации от успеха, и тому, чтобы склонять их к поиску в любой области эффективных средств для решения своих проблем» [1, 76]. 
 
В работе «Позитивный экзистенциализм» философия экзистенциализма трактуется не как «философия отчаяния», сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как «позитивная», дающая возможность человеку осуществить поиск того, что раскрывает истинную его природу и служит основанием его реализации в сообществе других людей, в мире [5, 780]. 
 
Аббаньяно подчеркивает важность человеческого выбора, его позиции. Согласно Аббаньяно, «человек реализует до конца свою конечную природу, потому что решил выбрать ее» [1, 294]. Экзистенциализм характеризуется мыслителем не просто как школа или чистая доктрина, а как экзистенциальная позиция целостного человека . 
 
По мысли Аббаньяно, «философия всегда стремилась объяснять и оправдывать все аспекты реальности, человека, мир и Бога, но в большинстве случаев она предавала забвению или пренебрегала объяснением и оправданием того, что касается ее ближе всего, — самой своей проблемы, а с ней неопределенности, неустойчивости и сомнения, которые сопровождают ее начало, развитие и ее выводы и которые вновь и вновь выдвигают как проблему каждый самый достоверный ее результат» [1, 304]. 
 
Неразрывная связь экзистенциальной философии с человеком как конечным существом выходит в своих проявлениях, по Аббаньяно, за пределы философии и наполняет своим духом современную культуру. 
 
Аббаньяно, анализируя становление экзистенции, вводит категорию «возможность», на понимание и значимость которой как экзистенциала указывал в работе «Бытие и время» Хайдеггер. Аббаньяно дает анализ всех возможностей человека, обнаружение которых строится на критерии выбора: 1) Любой выбор человека оправдан и поэтому все возможности равнозначны. Человек в бесконечной свободе располагает бесчисленными возможностями, — эта концепция близка Сартру и Камю. 2) Любой выбор оправдан, но один из них неукоснителен для человека — жить для смерти (Хайдеггер). 
 
Смерть как возможность — это «черная нить, которая переплетается с белыми нитями возможностей, дающими жизнь человеку». Именно возможность смерти является тем стимулом, который заставляет человека деятельно включаться в жизнь [1, 18]. 
 
Возможность — это всегда открытость будущему, так как нельзя понять человеческую экзистенцию с точки зрения времени как следование друг за другом мгновений, т.е. лишенным смысла чередованием возможностей, когда она выпадает из своей сущностной нормативности. Возможность приобретает смысл, когда в ней присутствует вовлеченность и вера, она выступает не как потенциальность, которая неизбежно должна реализоваться, но как метод поиска, который позволяет постичь мир в опыте и уберечь человека от разочарования. 
 
По мнению Аббаньяно, «позитивный экзистенциализм» является источником поиска бытия и поэтому должен удовлетворять двум требованиям: «1) Сохранить понятие возможность в его двойной позитивно-негативной форме и избегать ее превращения в основанную на необходимости неопределенность. 2) Обеспечивать хотя и не безупречный, но достоверный критерий выбора экзистенциальных возможностей». Критерием выбора возможностей является их реалистичность. 
 
«Позитивный экзистенциализм», по мнению Аббаньяно, становится своеобразной «вечной философией» человеческого существования, которая помогает человеку понять самого себя, др. людей, существующий мир. Она не сводится лишь к выработке понятий, к конструированию систем, но означает также фундаментальный выбор, решение, заботу, страдание, т.е., согласно Аббаньяно, благодаря философии человек может жить подлинной жизнью и быть самим собой. Неопределенность и свобода составляют подлинное бытие человека, субстанцию человеческого Я, которая является и условием реальности, и условием человеческой судьбы, а также основой сосуществования с др. людьми. Только благодаря сосуществованию человек может реализовать свое Я. Аббаньяно считает, что самой существенной характеристикой природы и конституции человека является время, поскольку оно раскрывает перед ним бесконечное количество возможностей. 
 
«Позитивный экзистенциализм», с точки зрения Аббаньяно, раскрывает перед человеком безграничные горизонты возможностей. В этом смысле «позитивный экзистенциализм» Аббаньяно считает подлинным гуманизмом. 
 
 

Заключение

 
 
 
Экзистенциализм возник и распространялся  в периоды социального дискомфорта - после первой и второй мировых  войн, при утверждении фашизма, когда  возникла угроза существованию человечества, свободе, достоинству и неприкосновенности личности, при наступлении государственно-бюрократической машины на Востоке и Западе, в годы «холодной войны».  
 
Заслуга экзистенциализма в стремлении обратить внимание на человека в его конкретности, индивидуальности, противоречивости; в попытке ответа на вопрос о том, как жить человеку, потерявшему иллюзии перед лицом исторических катастроф. Экзистенциализм не просто умозрительная философия. Она - выражение состояния кризиса культуры XX в., которая испытала огромные потрясения, связанные с нарушением элементарных норм человеческой гуманности в разных частях света, крушением традиционных ценностей, разрывом социальных связей. Экзистенциализм не просто описывает кризис, но пытается противопоставить ему новые исходные основания, наделить культуру личностным звучанием, найти опору, когда надежда на это почти утеряна. 
 
Успех экзистенциализма, таким образом, коренится в проблемах социального бытия современной эпохи: утрата индивидуальности, серьезные угрозы целостности личности, распространение массового сознания. 
 
На протяжении нескольких десятилетий экзистенциализм был ведущим философским направлением в Западной Европе. Значение его огромно. Он приблизил философию к жизни и включил в предмет ее рассмотрения множество новых реальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ веке. Однако экзистенциализм имеет и ряд существенных недостатков. Прежде всего, объявляя человека свободным и активным субъектом, экзистенциалисты не дали ответа на поставленный вопрос: в чем же заключаются действительная свобода и активность человека. Не смогли они помочь человеку и в осмыслении бытия. Это стало ясно особенно в 60-е годы, когда появились новые общественно-политические проблемы, выросло новое послевоенное поколение, желавшее активно участвовать в жизни. Поэтому экзистенциализм постепенно стал угасать. Ныне обострение глобальных проблем оживляет идеи экзистенциализма 

Список использованных источников

 
 
 

  1.  
    «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.
  2.  
    Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. – СПб.: Алетейя, 1998.
  3.  
    Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.
  4.  
    История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. – М.: Издательство ПРИОР, 1997. – 464 с.
  5.  
    История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
  6.  
    Камю А. Миф о Сизифе /Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с
  7.  
    Сартр Ж. П. Избранные произведения – Ростов-на-Дону, Феникс, 1999,
  8.  
    Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Республика, 1997.
  9.  
    Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. Михайлова А.А. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО «Пропилеи». 2000. – 191 с.

Информация о работе Проблемы философии экзистенциализма