Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 15:54, контрольная работа
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
Основные черты философии эпохи Просвещения.
Французский материализм XVIII века.
Проблемы человека и общества в философии Просвещения.
Заключение.
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
- чётко выраженная
- неразрывная связь философских
воззрений просветителей с
- гуманистическая ориентация
- социально-критическая
Радикализм философии Французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий.
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности,индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства,республики ставится выше блага отдельного человека. Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. Яркие образы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг, И.Гете, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Англии и другие.
Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были
классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве
архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.
Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во
Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-драматического искусства непосредственно подготовила оперную реформу К.В.Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единственными критериями красоты для всех видов искусства.
Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции. Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозгласило новые идеалы в области искусства и культуры.
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу
людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций.
Большинство французских просветителей XVIII века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью.
Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня особенно возмущает, - писал Руссо, - презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных».
В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейт-мотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной
несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество. Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. Чувствительность его натуры сталкивались с привитой ему еще в молодые годы пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли. Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным проблемам
общественного существования человека. Крайняя внутренняя несдержанность и недисциплинированность, граничившая, особенно в молодые годы с моральным индифферентизмом, находила себе противовес в проповеди идеальной морали и идеальных педагогических правил, которые оплодотворили впоследствии воспитательные теории Пестолоцци, Фребеля, Дьюи. На каждом шагу жизнь и сознание Руссо раскрываются в поразительных противоречиях, и вместе с тем эти
противоречия находят в себе некий синтез в фантастической убежденности
пророка и проповедника. Сомнения сплошь и рядом питали творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало характер непререкаемой догмы.
В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации (хотя
в этой области у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную способность внушения, таившуюся и в самой природе его мысли и в способе ее литературного оформления, т.е. в природе его стиля. Доктрина Руссо распространялась и завоевывала умы не только путем убеждения и доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия. Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных читателей. Чувствительность становилась в это время стилем не только литературы, но и жизни. Она была одной из наиболее примечательных сторон общественной психологии XVIII в. И особенно ярко выступила впоследствии в идейно-психологических переживаниях революционных лет.
Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.
Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что “эта вещь - моя”. И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества Общая характеристика философии эпохи просвещения
Вольтер (1694-1778) Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный символ эпохи Просвещения, "не человек, но век", как говорил о нем другой знаменитый французский писатель - Виктор Гюго.
Вольтер сыграл главную
роль в том, чтобы просветительское движение
развилось, окрепло и приобрело многих
сторонников. Имя “Вольтер” было одним
из 137 различных псевдонимов Франсуа Мари
Аруэ, обладавшего многосторонними талантами
философа, историка, драматурга, романиста,
поэта и публициста. Как идеолог предреволюционной
буржуазии, он открыл дорогу ее союзу с
другими слоями “третьего сословия”
, но его дворянский камзол и привязанность
к кругам просвещенной знати обусловили
немало компромиссных черт в его мировоззрении.
Понятие “вольтерьянства” стало многоликим:
приверженцами его идей объявляли себя
и аристократы, падкие на все модное и
в силу этого кокетничавшие антиклерикализмом,
и действительные его последователи-просветители,
увидевшие в нем признанного вождя антиклерикальной
партии. Враг деспотизма и насилия, он
защищал в то же время теорию просвещенного
абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной
олигархии. Призыв Вольтера, патриарха
свободомыслия, “раздавите гадину!” гремел
по всей стране, но сам он опасался широких,
массовых движений и избегал участвовать
в них.
Вольтер развивал философские
воззрения в духе “деизма разума” . В
рамках этих воззрений он набросал представление
о боге как о “философе на троне неба”
, “великом геометре” и “бесконечно искусном
работнике” , законодателе правил природы
и морали и судье над людьми. Бог повелел
один раз, и “вселенная повинуется постоянно”
. Правда, функции наказания и вознаграждения
выходили за пределы “классических”
деистических взглядов, согласно которым,
как остроумно заметил В. Гюго, бог задремал
в вольтеровском кресле, но не это было
главным в учении Вольтера, ибо он отрицал
всякую пользу обрядов и молений. Главным
было то, что Вольтер противопоставил
свое учение христианству с его сказками
о грехопадении и спасении и бичевал моральные
доктрины всех существующих “мировых”
религий. В то же время с помощью социальных
аргументов он отвергал атеизм, полагая,
что религия, хотя бы и в самой абстрактной,
деистической ее форме, призвана быть
плотиной для чувств разбушевавшейся
“черни” . Впрочем, в 60-х годах Вольтер
писал уже только о “вероятности” деизма,
но в отношении атеизма остался при прежнем
убеждении.
В письме г-же де Сен-Кюльен от
15 декабря 1766 г. Вольтер замечает, что атеизм
представляет собой “самое большое заблуждение
разума” , не понимающего, что вселенная
нуждается в своем “часовщике” , а в другом
из своих писем два года спустя провозгласил:
“Да сохранит нас бог от этаких (ученых.
И. Н.) атеистов!” . Вольтер пытался доказать
ошибочность атеизма в первой главе своих
“Основ философии Ньютона” (1738) и в других
сочинениях; но характерно, что в статье
“Атеизм” сам же обращает внимание на
социальные причины этого явления: своим
жестоким правлением тираны невольно
заставляют угнетенных утратить всякую
веру в бога и в божественный промысел.
В истории философии ХVIII в. Вольтер
завоевал себе место как пропагандист
сенсуализма Локка среди французских
просветителей и как мыслитель, который
остро сформулировал и поставил ряд проблем,
хотя их и не решил.
XVII и XVIII века - это время особых
исторических изменений в
Подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
1.
получает заметное развитие
2.
развиваются деистические
3.
формируется новое
ратурапапааааЛитература
Информация о работе Проблемы человека и общества в философии Просвещения