Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:30, реферат
Пространство и время принадлежат к числу категорий, разработка которых имеет большое значение не только для развития марксистской философии, но и для развития науки, искусства, практики, человеческой культуры в целом. От того, как человек воспринимает, осмысливает пространственно-временные аспекты окружающего мира, как он относится к пространству и времени, во многом зависит эффективность и целенаправленность его деятельности. Мировоззренческое осознание пространственно-временного фактора в жизнедеятельности общества позволяет глубже проанализировать структуру и динамику общественного сознания. Необходимость выявления качественной специфики нынешнего периода общественного развития и осознания принципиальных изменений как внутри страны, так и па международной арене требует выработки новых пространственно-временных ориентации. Анализ «включенности» этих ориентации в процесс практической деятельности, их неоднозначного и противоречивого характера позволяет глубже рассмотреть сложнейшие механизмы формирования и функционирования коммунистического мировоззрения трудящихся. Актуальность этой проблемы трудно переоценить в условиях ускорения социально-экономического развития нашей страны, цель которого вывести социализм на качественно новые рубежи.
Введение…………………………………………………………………………...1
1. Пространство и время как философские категории……………………….2-4
2. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени…………………………………………………………………………5-10
3. Основные свойства пространства и времени……………………………10-12
4. Сущность социально-экономического пространства и времени и их особенности на современном этапе…………………………………………12-18
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Считается, что основное философское значение теории относительности состоит в следующем:
1.
Теория относительности
2.
Она показала зависимость
3.
Теория относительности
Говоря о том, что теория относительности подтвердила понимание пространства и времени как коренных форм существования материи, нельзя думать, что теория относительности положила конец философским спорам об истолковании пространства и времени. Решив одни проблемы, теория относительности поставила другие. Философские споры вокруг теории относительности возникли сразу же при её создании и не утихают по настоящее время.
Наиболее
ретивые последователи А. Эйнштейна
и Х.А. Лоренца вообще считают
время чуть ли не свойством пространства.
И опять возникает
Ряд
философски мыслящих ученых попытались
развить субъективистские версии трактовки
пространства и времени, опираясь на
теорию относительности. Связь пространства
и времени с тяготением была истолкована
как их полная тождественность, что
привело к попыткам геометризации
всех других видов физических полей (основание
для такой трактовки физических полей
дал сам Эйнштейн). Такой подход к пониманию
сущности пространства и времени вел к
пониманию пространства и времени как
исходной физической реальности, исходной
субстанции, которая порождает, обусловливает
все физические свойства реального мира.
Подобно тому, как в концепции энергетизма
исходным понятием оказалось движение,
оторванное от понятия материи, в геометрической
картине мира исходной субстанцией оказались
пространство и время, оторванные от материи.
3. Основные свойства пространства и времени
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, однородность, необратимость, одномерность13.
Что
касается таких свойств, как длительность
времени и протяженность
К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.14 И хотя до сих пор вопрос об обосновании трехмерности пространства является открытым вопросом, решение его должно лежать в установлении связи трехмерности с фундаментальными физическими процессами.
К
специфическим свойством
Характерным
специфическим свойством
Специфично
проявление времени и пространства
в микромире, живой природе, в
социальной действительности, в связи
с чем специально анализируется
биологическое время, психологическое
время, социальное пространство-время
и другие виды времени и пространств.
4.
Сущность социально-
Социально-экономическое пространство - это территория, на которой живет и действует человек, где сосредоточены все поселения человека. По величине оно уступает физико-географическому пространству, особенно за счет больших водных площадей.
Оно характеризует локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Связь этого пространства со временем осуществляется через деятельность человека. Организация социально-экономического пространства во многом детерминируется лимитом времени и суточным режимом деятельности.
В процессе исторического развития социально-экономическое пространство как бы «расширяется» в связи с прогрессом транспорта, а время как бы «сжимается» («уплотняется») за счет его насыщения деятельностью.
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.
Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни, эти зоны создаются в зависимости от циклов восстановления полезных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель17. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.
Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.
Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.
Так, в космологии древних египтян различаются, с одной стороны, пространство, заполненное водами Хаоса, а с другой - созданное богом Солнца упорядоченное пространство Земли. Началом его считался первобытный холмик суши, который бог Солнца создал в водах Хаоса и на котором он мог стоять. Все эти образы корнями уходили в общественную практику древнеегипетской цивилизации. Участки суши, пригодные для земледелия, были расположены по берегам Нила. Они каждый раз уходили под воду во время наводнения, а когда вода спадала, обнажались сначала в виде небольших холмиков, оплодотворенные речным илом. Такое ежегодное «рождение» оплодотворенных участков земли - основы жизни всей древней земледельческой цивилизации - воспринималось как своеобразное таинство мира, что нашло свое выражение в мировоззренческих образах пространства. Все, что было значимо и свято для древнего египтянина (места храмов, усыпальницы фараонов), ассоциировалось с пространством первичного холма суши и рассматривалось как особые места, единосущие этому первому холму18.
В представлениях древнего египтянина освоенное им пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север задавало главное направление в пространстве. Египетское слово «идти на север» означало то же, что «идти по течению». Когда египтянин встречал другую реку, например Евфрат, которая течет на юг, он говорил: «Это перевернутая вода, которая течет вниз по течению, двигаясь вверх по течению»19.
Понятия
и представления о
Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентаций, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный - мир «чистых сущностей». В земном мире выделялись святые места и особые направления (направления паломничества к святым местам, особые места в храмах, дающие исцеление и искупление грехов, и т.д.)20.
Основанием этих смыслов категории пространства выступала реальная система отношений людей и способов их деятельности, свойственная феодальному обществу европейского средневековья. Прикрепленный к земле крестьянин, всей своей жизнедеятельностью сращенный с определенным участком земли, воспринимавший тяжелый труд на ней как наказание и искупление грехов, подсознательно выделял место своей жизни как особенное. Но и его сюзерен, владелец земли, личностно переживал сопричастность к своему родовому имению, которое для него было не только источником доходов, но и символом его сословных привилегий, позволявшим включаться в социальные связи, принадлежать к определенной социально привилегированной корпорации.
Информация о работе Пространство и время как философские категории