Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда и его учеников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Зигмунд Фрейд (1856-1939) открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4
Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-8
Психоаналитическая философия Юнга……………………9-11
Психоаналитическая философия Фромма…………………12-14
Заключение………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

культ Психоаналитическая философия Фрейда Юнг Форма.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько  в угрозе перенаселения или ядерной  катастрофе, сколько в опасности  психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его  психика. Еще конкретнее: этот «решающий  фактор» сфокусирован и сконцентрирован  в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика  человека»

 

 

 

 

                           3.  Психоаналитическая философия Фромма

 

Теория личности Эриха Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим  и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать  любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как  товар, выставляемый на продажу. Успех  зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики  – человек воспринимает себя как  воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены  от него, а свободно реализуются. Силой  разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

Характер любого человек представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

 Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

 В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

 

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения  между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны.

Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре.

Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения.

В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные  направления современной философии. Более того, по словам Лейбина, можно  с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ ".

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции  оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих  ориентаций, независимо от того, насколько  остро и принципиально они  критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

В связи с этим, одной  из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

 

 

                   Список использованной литературы:

 

1.   Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.

2. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.

3. Фрейд. "Лекции по  введению в психоанализ". М., 1997.

4. Фрейд. "Основные психологические  теории в психоанализе". М., 1923.

5. П. П. Горностай. Гуманистический психоанализ (Э.Фромм).

6. Портал текстов Карла Юнга http://jungland.ru.

 


Информация о работе Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда и его учеников