Психоаналитическая философия Фрейда, Юнга, Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4
Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-9
Психоаналитическая философия Юнга……………………10-13
Психоаналитическая философия Фромма…………………14-17
Заключение………………………………………………………….18-19
Список использованной литературы………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Психоаналитическая философия Фрейда Юнг Форма.docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

     Концепция Юнга состоит в том, что символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, способные преобразовать  психическую энергию — либидо — в позитивные, конструктивные ценности. Сновидения, мифы, религиозные  верования — все это средства справиться с конфликтами при  помощи исполнения желаний, как выявляет психоанализ; кроме того, в них  содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы. Юнга не удовлетворяло  толкование сновидений как различных  вариаций Эдипова комплекса —  что, кстати, отнюдь не является единственным методом психоанализа, — поскольку  такое толкование не признавало созидательной  перспективы сновидения. Сам Юнг  неоднократно под влиянием своих  сновидений изменял направление  своей жизни так, как если бы они  были вещими предзнаменованиями.

     В психике, считает Юнг, различаются  две сферы. Прежде всего, сфера, обозначаемая как «сознание», сфера, где человек  обладает полным «присутствием духа». Однако в этой сфере возможна и  неустойчивость сознания. Вместе с  тем существует и область, являющаяся обычно недоступной для сознания, — «бессознательное».

     Юнг поясняет: «Бессознательное — это  не просто неизвестное, но, скорее, с  одной стороны, неизвестное психическое, то есть то, о чем мы предполагаем, что оно, если бы оно получило доступ в сознание, ни в чем не отличалось бы от известных психических содержаний. С другой стороны, мы должны отнести  к нему также психоидную систему, о характеристиках которой мы ничего не можем сказать прямо». К этому определению Юнг добавляет: «Все, что я знаю, однако о чем не думаю в данный момент, все, что я когда-то осознавал, но теперь забыл, все, что было воспринято моими органами чувств, но не зафиксировалось в моем сознании, все, что я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и невнимательно, то есть бессознательно, все предстоящее, что подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, — все это является содержанием бессознательного».

     Вероятно, решающим вкладом Юнга в науку, связанным  с тех пор с его именем, является открытие коллективного бессознательного. Как первооткрыватель «коллективного бессознательного» Юнг значительно  опередил Фрейда.

     В одной из более поздних работ  Юнг предложил ряд психотерапевтических приемов, которые могут быть применены  в клинических условиях. В частности, его метод «активного воображения» иногда используется врачами не юнговского направления. Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему  в голову. С развитием, с изменением образа меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может  помочь ему проявить свои предсознательные и сознательные представления. Юнг  считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему  возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.

     В целом, психология Юнга нашла своих  последователей больше среди философов, поэтов, религиозных деятелей, нежели в кругах медиков-психиатров. Учебные  центры аналитической психологии по Юнгу, хотя учебный курс в них  не хуже, чем у Фрейда, принимают  и студентов- немедиков. Юнг признал, что он «никогда не систематизировал свои исследования в области психологии», потому что, по его мнению, догматическая система слишком легко соскальзывает на напыщенно-самоуверенный тон. Юнг утверждал, что причинный подход конечен, а потому фаталистичен. Его же телеологический подход выражает надежду, что человек не должен быть абсолютно рабски закабален собственным прошлым.

     Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько  в угрозе перенаселения или ядерной  катастрофе, сколько в опасности  психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его  психика. Еще конкретнее: этот «решающий  фактор» сфокусирован и сконцентрирован  в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика  человека» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Психоаналитическая  философия Фромма
 

     Теория  личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

     Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

     Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит  не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

     Эксплуататорская  ориентация (овладевающая) – чел. также  считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

     Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

     Рыночная  ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

     Плодотворная  ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической  этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены  от него, а свободно реализуются. Силой  разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

     Характер  любого человек представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

     Помимо  социальных условий, накладывающих  отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в  чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с  самим собой и непохожести  на других), в системе взглядов и  преданности (в объективном и рациональном, взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

     Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

     Авторитаризм  – тенденция отказаться от независимости  своей личности, слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним  для обретения силы, недостающей  самому индивиду. Он проявляется в  стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать  их и заставлять страдать.

     Разрушительность  – попытка преодолеть чувство  неполноценности, уничтожая или  покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.

     Автоматизирующий  конформизм – стремление перестать  быть собой. Человек полностью усваивает  тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким  его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и  окружающим миром, а вместе с тем  и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

     В противовес механизмам "бегства  от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно  избавиться от чувства одиночества  и отчужденности, быть автономным и  уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  основании вышесказанного можно  сделать вывод, что взаимоотношения  между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны.

     Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического  учения Фрейда о человеке и культуре.

     Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения.

     В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления  современной философии. Более того, по словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ ".

     Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром  притяжения философов различных  мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально  они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

     В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных  философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

     Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического".

  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
 

 

     

     Список  использованной литературы: 

     1. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия  по истории психологии, М., 1980.

     2. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.

     3. Фрейд. "Лекции по введению  в психоанализ". М., 1997.

     4. Фрейд. "Основные психологические  теории в психоанализе". М., 1923.

Информация о работе Психоаналитическая философия Фрейда, Юнга, Фромма