Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34
Особое место в медицине и фармации Древнего Рима занимает также Плиний Старший. Он создал немало книг, в которых приведены способы изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней. Рецепты Плиния содержали множество рецептов греческой медицины, широко использующей морских животных для лечения разнообразных внешних и внутренних болезней. Эти животные были обычными для греков, вся жизнь которых была связана с морем. Приметы и поверья сочетаются у Плиния с рекомендациями, которые представляют интерес и сегодня. Так, следуя Аристотелю, он пишет о лекарственных свойствах икры морских ежей. Ее и в наше время применяют с лечебной целью. Плиний упоминает об использовании пепла сожженной губки для лечения внут- ренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.
Высшего развития медицина времен Римской империи достигла в трудах врача, фармацевта Галена, который впервые описал систему знаний, охватившую все виды современной ему медицины. Гален, как и Гиппократ, говорил о четырех телесных соках, равновесие которых в организме является непременным условием здоровья. Он развивал взгляды Гиппократа о различных видах пневмы, которую отождествлял с душой. В организме каждого человека она является частью мировой души и постоянно возобновляется с дыханием. В теле человека, согласно учению Галена, она распадается на жизненную пневму (лат. «spiritus vitalise), душевную («spirit us animal is» ) и физическую (<<spiritu.s naturalise). Позже, в эпоху позднего средневековья, жизненную тт душевную пневму объединили и стали трактовать как «жизненный дух».
Одним из главных
анатомических открытий Галена
называют учение о строении
и работе нервов и мозга. В
трактате «О перерезке нервов»
изложен метод работы Галена,
восходящий к традициям
В трудах, посвященных фармакологии, Гален писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают. Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах. Отметим в заключение, что Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.
Следствием проникновения индийской медицины в греческую и римскую было и применение ртути при лечении многих заболеваний. О различных способах приготовления ртутных составов подробно писал Диоскорид, младший современник Цельса. В сочинении Диоскорида «О лекарственных растениях» описано более 600 растений, которые применялись тогда в медицинской практике. Эти описания снабжены рисунками и подробными рекомендациями по их применению. Сочинение Диоскорида на протяжении шестнадцати столетий считалось в Европе самым авторитетным источником по лекарственным травам.
Греческое влияние на формирование римской культуры стало особенно заметным после завоевания Греции римлянами в 146 г. до н.э. Медицина относилась к практическим наукам (искусствам), однако большое влияние на нее традиционно оказывала философия. Во многом римская медицина сформировалась под влиянием александрийских эмпириков. Во II—I вв. н.э., как и в последующие столетия среди римлян было популярно атомистическое учение Демокрита и Эпикура. Сторонником этого философского направления был Асклепиад — один из самых известных римских врачей.
Изучая историю развития медицины и фармации древнего Египта, становится ясно, что многие выводы египетских врачевателей закладывали начало многим значащим в настоящее время теориям. В Древнем Египте открыли медицинское значение многих растений, правила лечения излагались в так называемой «Египетской фармакопее». Накопление анатомических знаний в Древнем Египте о почках, сердце, легких, печени , кишечнике способствовало бальзамирование трупов. После извлечения из трупов, органы промывались и погружались в специальные сосуды с бальзамом – канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Канопы имели крышки, украшенные головами 4 Богов – сыновей Хора, и в каждом хранились определенные органы. Также египтяне предполагали о существовании третей регулирующей системы. Практическая значимость деятельности врачевателей Древнего Египта заключается в применении многих лекарственных форм, таких как пасты и мази, косметических и парфюмерных средств.
Медицина и фармация Древней Месопотамии
Из истории философии Древней Месопотамии источниками изучения медицины и фармации явилась древняя библиотека, собранная во дворце в Нивении ассирийским царем Ашшурбанипалом, состоящая из 22000 глиняных и клинописных табличек, где только лекарственным средствам, их рецептуре и технологии приготовления, отведено 33 таблички. Кроме того известно, что в Нивении был сад лекарственных растений.
Медицина и фармция Древней Греции
Изучив развитие медицины Древней Греции, учёные установили, что философской и естественно-научной основой медицины античной Греции явилась натурфилософия так называемых ионийских философов-материалистов. В лице кротонской школы медицина античной Греции приходит к вопросу о природе человека и тоже решает его при помощи философии. Натурфилософия показала путь к раскрытию природы человека врачам Китая и Индии. То же самое произошло и в медицине античной Греции. Греческая медицина пришла к вопросу о природе человека. В медицине античной Греции вопрос о природе человека вступает в новую фазу своего развития: от попыток решить этот вопрос с помощью одной лишь натурфилософии врачи переходят к попыткам разрешить его на основе изучения самого человека. Наиболее успешным в этом направлении оказывается выступление Гиппократа.
Гиппократ положил начало
— внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.
— зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также — количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.
— диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней. Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».
Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших, и анатомические знания врачей V—IV вв. до н.э. были основаны на вскрытии животных. В качестве лучшей школы для хирургов Гиппократ рекомендовал сопровождать войска в военных походах. Об анатомических знаниях греков того времени можно судить по сочинениям Аристотеля «История животных» и «О частях животных». Труды великого философа содержат множество точных наблюдений и первую классификацию животного царства. Аристотель не раз ссылался в своих сочинениях на рисунки в книгах «Анатомий», которые не дошли до нас. Считают, что это были настоящие атласы, которые содержали изображения и подробные описания как животных в целом, так и отдельных органов и их внутреннего строения. Более поздние авторы упоминают о существовании семи подобных сочинений значительного объема. Полагают, что при их составлении Аристотель пользовался всеми возможными в то время средствами детального и всестороннего исследования. Известно, что он исследовал трупы жертвенных и больных животных, анатомировал глаз крота. Представление о кровообращениии в эпоху Аристотеля было весьма приблизительным. Например, согласно общепринятому мнению, вены человека были наполнены кровью, а артерии — воздухом; нервы часто смешивали с сухожилиями.
Согласно учению Гиппократа, самые тяжелые болезни вызываются смешением холодной слизи и горячей желчи. Для лечения острых болезней часто применялся: ячменный отвар, в качестве целебных напитков — вода с медом, уксусом или вином. Рекомендовалось периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств. В соответствии с гуморальной теорией, причиной многих болезней был избыток крови в организме человека, а потому распространенным средством их лечения и профилактики было кровопускание. Считалось, что лечение хронических болезней весьма полезно сочетать с бегом, занятиями музыкой и пением.
Материалистическому положению Гиппократа о материальности и единстве природы человека идеалист Платон противопоставляет положение о двойственности природы человека с приматом идеального начала (души) над материальным (телом).
Медицина и фармация Древнего Египта
Научная значимость медицины и фармации Древнего Египта заключается в том, что многие выводы египетских врачевателей закладывали начало многим значащим в настоящее время теорий. Египтяне одними из первых поняли важность лечения зубов и десен. В Древнем Египте открыли медицинское значение многих растений, имелись большие знания в области хирургии, также египтяне предполагали о существовании третей регулирующей системы. Практическая значимость деятельности врачевателей Древнего Египта заключается в огромном вкладе в технологии изготовления и применения многих лекарственных форм, таких как пасты и мази, косметических и парфюмерных средс В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах - папирусе Эберса и папирусе Смита.
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Многие приемы и технологии косметологов Древнего Египта применяются, и посей день в глобальных масштабах. Египтяне предпочитали применять натуральные препараты, к чему и возвращаются в наше время ученые. Многие из косметических, парфюмерных и лекарственных средств не могли бы удачно применяться в наше время без огромного вклада Древнего Египта.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них - знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли.
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое - во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота.
Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей