Религиозно-философские учения Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:09, доклад

Краткое описание

В VI — V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных на человеческую личность, учений "личного спасения", пришедших на смену архаичным общинным формам религии с их безразличием к личностному началу и этической проблематике. Разумеется, применение слова "спасение" к религиям древнего Китая достаточно условно, поскольку конфуцианство вообще не создало какой-либо сотериологии, принципиально ограничиваясь проблемой самосовершенствования человека как общественного существа.

Вложенные файлы: 1 файл

drevny_Kitay.docx

— 23.99 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, именно доктрина кармы  предполагала учение о бесконечной  цепи существований и смертей, прерываемой  в момент освобождения и окончательно упраздняемой учением о всеобщем спасении. А всех этих важнейших  положений не было в добуддийских религиозных представлениях Китая. И не влиянием ли установки на "великое  сострадание" бодхисаттвы объясняется  та активность буддийских миссионеров, с которой они уже в средневековье  распространяли буддизм за пределами  Китая по всей Восточной Азии, через  посредство буддизма оказавшейся включенной в сферу культурного влияния  китайской цивилизации?

 

Окончательное утверждение  буддизма в Китае завершило формирование традиционного для этой страны религиозного комплекса — так называемых трех религий (сань цзяо), взаимодействие которых  определило всю последующую историю  религий Китая.

 

Специфической чертой развития религиозных форм идеологии в  древнем (а также и средневековом) Китае является сосуществование  в этой стране развитых форм институциализированных религий (даосизм, буддизм) и религиозно-философских  учений (конфуцианство) со всевозможными  неорганизованными народными верованиями  и культами, представлявшими типологически  значительно более ранний стадиальный  тип религиозных представлений. Эти верования названы выше народными  в сугубо социологическом смысле, как противостоящие организованным, этически и индивидуально ориентированным  религиям, а не как "простонародные" или "крестьянские", поскольку  они были широко распространены во всех слоях общества, включая императорский  двор. При этом они могли играть существенную роль даже на уровне государственного культа (культы Неба, Земли и т.д.), чему способствовала и установка  конфуцианства не на отбрасывание, а на этически ориентированное перетолковывание их архаического содержания.

 

Вследствие этого картина  религиозной жизни древнего Китая  являла собой сочетание и переплетение стадиально различных представлений, что усугублялось тенденцией к синкретизации  религиозных течений, основанной на отсутствии установки на догматическую  исключительность у всех религий  традиционного Китая. 


Информация о работе Религиозно-философские учения Китая