Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:09, доклад
В VI — V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных на человеческую личность, учений "личного спасения", пришедших на смену архаичным общинным формам религии с их безразличием к личностному началу и этической проблематике. Разумеется, применение слова "спасение" к религиям древнего Китая достаточно условно, поскольку конфуцианство вообще не создало какой-либо сотериологии, принципиально ограничиваясь проблемой самосовершенствования человека как общественного существа.
Во-вторых, именно доктрина кармы
предполагала учение о бесконечной
цепи существований и смертей, прерываемой
в момент освобождения и окончательно
упраздняемой учением о всеобщем
спасении. А всех этих важнейших
положений не было в добуддийских
религиозных представлениях Китая.
И не влиянием ли установки на "великое
сострадание" бодхисаттвы объясняется
та активность буддийских миссионеров,
с которой они уже в
Окончательное утверждение буддизма в Китае завершило формирование традиционного для этой страны религиозного комплекса — так называемых трех религий (сань цзяо), взаимодействие которых определило всю последующую историю религий Китая.
Специфической чертой развития
религиозных форм идеологии в
древнем (а также и средневековом)
Китае является сосуществование
в этой стране развитых форм институциализированных
религий (даосизм, буддизм) и религиозно-философских
учений (конфуцианство) со всевозможными
неорганизованными народными
Вследствие этого картина религиозной жизни древнего Китая являла собой сочетание и переплетение стадиально различных представлений, что усугублялось тенденцией к синкретизации религиозных течений, основанной на отсутствии установки на догматическую исключительность у всех религий традиционного Китая.