Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:55, реферат

Краткое описание

В данном реферате поставлена задача попытаться не только определить идеал человека в философии стоиков, но и разобраться в сущности идеала человека и был ли этот идеал в философии стоиков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. О стоиках и стоицизме………………………………………………………..3
2. Римские стоики…………………………………………………………….….8
3. Заключение…………………………………………………………………....22
4. Библиогрофический список………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР. РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

          Переворот, совершенный  стоиками в философии можно  назвать, если воспользоваться современным  термином “экзистенциальным”: чем  безразличней становится мудрец  к окружающему его миру, тем  сильнее он проникал в сокровенные  глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную, ранее совершенно неведомую и недоступную. В “Размышлениях” М.Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самопознания и исповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека, совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно в определенном смысле, рассматривать как “подготовительную школу” христианства, а самих стоиков – как “искателей Бога”.                

 Идеал человека в стоицизме формируется из проблем бытия. К примеру, в школе элеатов было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.        Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения. Стоицизм («философия спасения») выразил не было цели, на которую они могли бы опереться, противопоставляя себя безликому и абстрактному царству рока и необходимости, образом которого являлось "особое состояние мудреца". Платоники же определили эту цель: идеал — Бог, Высшее Существо, если не персонифицированное, то в любом случае одухотворенное.       

 Жизнь человека должна  быть причастна божественному  бытию. В ощущения ненадежности      мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов.  В своем внутреннем сопротивлении у стоиков этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец.        

 Главным в поведении человека должен стать покой, невозмутимость и терпение. В представлении стоиков, мудрец – это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка на оптимизм и активизм, то стоики – это сторонники пессимизма и апатии.         И в то же время человек должен жить мужественно, героически и бесстрастно. Главное этическое требование -  “жить в согласии с естеством”, т.е. с природой и порядком мира - логосом.  В этике главная проблематика - научить человечество счастливо жить. Метод  - принцип безразличия к превратностям судьбы. Нужно жить энергично и выполнять аккуратно все то, что тебе начертано (свыше, императором). Принцип долга - делай, что должен, а не то, что хочется. От человека мало что зависит. Он нас зависит лишь то, что мы можем это осознать – в этом свобода. Познай, что ты винтик в колесе и успокойся. “Свобода как познанная необходимость”.    Добродетель сама по себе. За это вознаграждения быть не должно. Это и только это зависит от человека, а все остальное предопределено. Веpа в фатум, рок, судьбу, логос. Это то, что правит миром. Поэтому человек должен воспринимать все отстраненно. Атаpксия - самодостаточность человека и независимость от внешних обстоятельств.  Фактически у человека  нет никакой родины - он человек мира. Смеpти не надо бояться - она абсолютно предопределена.      

 

 

 

 

 

 

 Библиографический список

 

     1.  Атология мировой философии, т.1, ч 1 соч. М., 1969

  1. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995
  2. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990
  3. Драч Г.В. Проблема человека в Античной философии. Ростов-н-Д.,1987
  4. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957
  5. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991

    
  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий