Русская философия: основные направления и особенности становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема-человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Развитие русской философии в XI—XVII вв………………….………….4
2. Русская философия XVIII в…………………………………………...…..11
3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)………………………………………………………………….………….14
4.Русская философия конца XIX – первой половины XX вв………...……21
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 48.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Русская философия конца XIX – первой половины XX вв.

 

Следующий этап русской философии связан с возникновением философских систем. К мыслителям этого времени следует отнести Н. Ф. Федорова, Вл. C. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Н. О. Лосского и др. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная с вышеназванными, сопряжена с развитием естествознания и техники. Она заключается в возникновении русского космизма – оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. В свою очередь русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественнонаучное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).

У истоков рассматриваемого этапа философской мысли стоит Николай Федорович Федоров (1828—1903) – ярчайший представитель русского космизма и гуманизма. Основное его учение изложено в труде «Философия общего дела», в котором со всей силой проявилось своеобразие этого мыслителя. В нем религиозный мистицизм автора удивительным образом соединяется с верой в силу и мощь науки и творческие возможности человека. Основной вопрос его философии сводится к тому, чтобы найти «потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь, сообразно с ней». Задача философии – не только объяснить мир, но также дать проект того, каким он должен быть. Философия должна стать проектом «общего дела» людей по объяснению и изменению мира и человека. В связи с этим Федорова мучают два вопроса: людская разобщенность, господство частной собственности и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни, невозможность забыть их. Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить не для себя или для других, а «со всеми и для всех». Нужно достигнуть всеобщего братства в мире посредством любви. Причем под «всеми» подразумеваются и ушедшие предки («отцы») и потомки («дети»). Исходя из этого, он восстает против отчуждения и индивидуализма в современном обществе с их аморализмом и разрушительностью. Ему был органически присущ коллективизм.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) является наиболее влиятельным философом рассматриваемого периода. В своем учении он стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Собственно же философия Соловьева охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. При этом его религиозно-идеалистическая и во многом пантеистическая философия имеет не только русские, но и всемирные основания. Главное же влияние на его творчество, как и на многих других русских философов, оказал Шеллинг, а среди русских философов – Федоров, которого сам Соловьев признавал «своим учителем и отцом духовным». Как и Шеллинг, Соловьев называет свое учение философией «всеединства». Ее он рассматривает как начало новой «положительной» философии, но «положительной» не в позитивистском смысле, а в плане противопоставления ее западноевропейскому рационализму.[1,с.85-86]. Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу теоретической философии»[4,с.97].

«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» очень часто называют философским завещанием Владимира Соловьева, даже «пророческим» произведением, содержащим предсказание будущего нашей цивилизации, самым глубоким его сочинением, отталкиваясь от которого нужно оценивать все его творчество». Внутри самих «Трех разговоров» можно увидеть множество неувязок и противоречий. Справедливости ради можно отметить, что «Три разговора» вызывали не только положительные отклики. Уже некоторые современники Соловьева выражали недоумение по поводу этого произведения и, особенно по поводу повести об антихристе. В э произведении «Три разговора» Соловьев почти демонстративно отрекается от всего того, чему он поклонялся раньше. В своей зрелой философии Соловьев сознательно выступал как наследник Ф.Достоевского. Самое главное , что унаследовал у Достоевского – это критическое отношение к историческому христианству и к исторической церкви, изменившей заветам Иисуса Христа, и представление о достижимости для земного человека состояния совершенства.  Соловьев, действительно, был человеком пророческой одаренности, и он заранее предсказал смысл той жизненной драмы, которая произошла с ним в последний год жизни и , видимо, была связана с предчувствием смерти – с ужасом приближения смерти. Это предсказание он дал в работе «Жизненная драма Платона»(1898). Здесь Соловьев противопоставляет последнее произведение Платона «Законы», всему остальному его творчеству. Он видит в «Законах» свидетельство отречения Платона от тех идеалов, которым он следовал всю свою сознательную жизнь. Соловьев, как и Платон, был вынужден отречься от своего духовного учителя, от Достоевского, это и происходит в «Трех разговорах», где он высмеивает веру Достоевского в добро и совершенство человека.[5,с.128-129,137-138]

Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала XX в. В это время наблюдается бурный рост философских обществ, кружков, издательств. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой. Из многочисленных представителей этого периода отметим прежде всего В. Розанова, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Эрна, Вяч. Иванова, С. Трубецкого, А. Лосева и др. Поскольку объем учебного пособия ограничен, рассмотрим лишь взгляды Н. А. Бердяева, как наиболее типичного философа этого периода.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) – один из виднейших представителей русской религиозной философии. По его собственному признанию, он является философом «экзистенциального типа». Суть экзистенциальной философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Поэтому естественно, что в центре его творчества находится проблема человека, философская антропология. С философской антропологией связана и социальная философия Бердяева, понимание им отношений между личностью и обществом. Общество – объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. При этом, с точки зрения его экзистенциальной философии, «общество является частью личности, ее социальной стороной», а не личность – частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нем царит разобщение людей. В таком обществе существует коммуникация, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий все общество, его культуру и сознание. Суть «русской идеи» – осуществление царства божия на земле. Ее самобытность заключена прежде всего в «коммунитарности», в «идее братства людей и народов». Бердяев осуждает крайности и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он, может осознать себя и свое призвание. в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их. Таковы основные положения философии Бердяева, одного из популярных русских философов, оказавшего влияние на развитие философии не только в нашей стране, но и за ее пределами.[1,с.94,96-97]

 

 

Заключение

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения.

Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.

 

 

Список использованной литературы

1.Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -2-е изд., испр. и доп. -M.: Юристъ. 2004г

2. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950.

3. Философия: Спиркин А.Г. Учебник. -2-е изд. -М.: Гардарики, 2006.-736 с. ISBN 5-8297-0098-7 (в пер.)

4. Соловьев B. C. Собрание сочинений СПб, 1913. Т. 9.

5.  Вопросы философии  №2 . И.И.Евлампиев. М.:2011г. ISSN 0042-8744

 


Информация о работе Русская философия: основные направления и особенности становления