Самоактулизация личности в работах Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Важно понимать, что самоактуализация — это ни в коем случае не результат, не самоцель, а постоянный процесс. Человек изо дня в день испытывает вдохновение, легкость бытия и радость, чувствуя себя при этом свободным и по-настоящему значимым. «Самоактуализующийся человек вовсе не тот, в котором что-то прибавилось извне, а именно тот, у которого ничего нельзя отнять,— писал Абрахам Маслоу в своих работах.— Это вопрос не внешних приобретений, а внутренней наполненности».
Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие «самоактуализация личности».…………………………………4
Идеи самоактуализации личности в работах А. Маслоу………………...6
Проблемы самоактуализации личности…………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Maslou.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие «самоактуализация личности».…………………………………4
  2. Идеи самоактуализации личности в работах А. Маслоу………………...6
  3. Проблемы самоактуализации личности…………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек всей свой сущностью  демонстрирует внутренний, естественный порыв и импульс к совершенству, к законченной форме, к более  высоким достижениям, утверждению  человечества и каждой личности в отдельности. В соответствии с мыслью выраженной  натуралистической наукой, точно так же, как  есть внутренний потенциал у семени вырасти в большое и могучее дерево, так есть внутренний потенциал у человека стать совершенной личностью.

Важно понимать, что самоактуализация — это ни в коем случае не результат, не самоцель, а постоянный процесс. Человек изо дня в день испытывает вдохновение, легкость бытия и радость, чувствуя себя при этом свободным  и по-настоящему значимым. «Самоактуализующийся человек вовсе не тот, в котором что-то прибавилось извне, а именно тот, у которого ничего нельзя отнять,— писал Абрахам Маслоу в своих работах.— Это вопрос не внешних приобретений, а внутренней наполненности».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга [1].

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «самоактуализации личности»

 

Самоактуализация  — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности [3].

Один из ведущих психологов гуманистического направления, Абрахам  Маслоу, проанализировал потребности  психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа базовые  потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа – это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности. Этому понятию очень трудно дать точное определение. Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации – внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца. Это – способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, - это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения [2].

Психически  полноценный человек, по А. Маслоу, это - самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1-4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития [2].

Воплощение  этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более  актуальными становятся потребности  более высокого уровня, но это вовсе  не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена  полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Такие люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям. Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

 

 

Идеи самоактуализации личности в работах А. Маслоу

 

А. Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как интеллектуальную составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. И это стремление оказывается, по мысли А. Маслоу, вершиной пирамиды иерархии потребностей.

Все сказанное выше представляет несомненный интерес для акмеологии, которая более целеустремленно  и системно, чем она это делала в предыдущие годы, должна раскрывать закономерности и механизмы формирования высших потребностей человека как важнейшего условия его развития не только как социально активной личности, но и его настойчивого продвижения к вершинам мастерства в той области труда, которая является для него профессиональной.

Приведенные соображения  для нас актуальны еще и потому, что целеустремленно работающие на оглупление людей средства массовой информации постоянно пытаются приподнять в их глазах и укоренить в их натуры именно значение дефицитарных потребностей человека и развить в людях ненасытную потребность их удовлетворения все новыми способами. И эти же средства не устают задвигать в тень значение высших потребностей.

Маслоу начал исследовать  самоактуализацию, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми  и творческими, то есть тех, кто достиг более эффективного и оптимального уровня функционирования, так как именно у них другая система мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие.

Выбрал людей для исследования по двум критериям: 1) свободных от невроза  и других значительных личностных проблем; 2) наилучшим образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

Он исследовал 9 современником  и 9 исторических личностей: Авраама  Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонора Рузвельта, Джейн Адамса, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хакаш, Баруха Спинозу.

Отмечая особенности, благоприятствующие или, наобарот, затрудняющие успешное протекание процесса самоактуализации человека, А. Маслоу выделяет и целый  комплекс психических свойств, которые присущи самоактуализирующимся людям, которые помогают им подниматься на самый верхний уровень в этом процессе:

1. Более адекватное восприятие  реальности. Самоактуализирующиеся  люди способны воспринимать мир  вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.

2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни.

3. Непосредственность, простота  и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы.

4. Центрированность на  проблеме. Маслоу считал, что все  обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной.

5. Независимость: потребность  в уединении. Маслоу пишет,  что самоактуализирующиеся люди  очень нуждаются в неприкосновенности  внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

6. Автономия: независимость  от культуры и окружения. Исходя  из характеристик, рассмотренных  выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз.

8. Вершинные, или мистические  переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие  межличностные отношения. Самоактуализирующиеся  люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный  характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные»  люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.

12. Разграничение  средств и целей. В повседневной  жизни самоактуализирующиеся личности  более определенны, последовательны  и тверды, чем обычные люди, в  отношении того, что правильно  и что ошибочно, хорошо или  плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова.

13. Философское  чувство юмора. Другой примечательной  характеристикой самоактуализирующихся  людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без  исключения самоактуализирующиеся  люди обладают способностью к  творчеству. Однако творческий потенциал  его испытуемых проявлял себя  не так как у выдающихся  талантов в поэзии, искусстве,  музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям.

15. Сопротивление  окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся  люди находятся в гармонии  со своей культурой, сохраняя  в то же время определенную внутреннюю независимость от нее [4].

В последней  книге «Дальние достижения человеческой природы» Маслоу описывает 8 путей, 8 типо поведения, ведущего к самоактуализации:

  1. Обычно мы мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако у нас бывают моменты повышенного сознания и интенсивного интереса;
  2. Если представить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает в каждом выборе решать в пользу роста;
  3. Следовать своей внутренней природе: решить для себя, нравится ли тебе самому эта пища, фильм и пр.;
  4. Честность и признание ответственности за свои действия;
  5. Способность лучшего жизненного выбора развивается на основе своих суждений и инстинктов. Надо им верить и действовать в соответствии с ними даже в самых серьезных проблемах жизни;
  6. Делать хорошо то, что ты хочешь делать;
  7. Умение фиксировать «пик переживания»- переходный момент самоактуализации. В этот момент мы более интегрированы, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно, способны наиболее конструктивно использовать свою энергию;
  8. Обнаружение своих «защит» (психологических) и работа отказа от них.

Информация о работе Самоактулизация личности в работах Маслоу