Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
1.Введение
2. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева
3. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии
4. Идея Богочеловека в концепции свободы личности
5. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации
бытия
6.Заключение
7.Библиография
“Персоналистическая революция”, к которой стремился философ, “означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному... духовному миру”. Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как “обнаружением избыточной любви человека к Богу”, ответом его “на Божий зов, на Божье ожидание”.
Бердяев убежден,
что свобода трагична: если она
составляет сущность человека, то, следовательно,
она выступает как обязанность;
человек порабощен своей
Таким образом,
взгляд Бердяева на проблему свободы
человеческой личности мне представляется
следующим. Личность - это ноуменальный
центр мироздания, обнаруживаемый через
выявление бесконечности и
4. Идея Богочеловека в концепции свободы личности
“Философия свободы есть философия богочеловечества”, - вот идея Бердяева. В ней “трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни”. Идея богочеловечества, характерная для русской философской мысли, восходит к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. У Вл. Соловьева она выразилась в “видении целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлеченного и самоутверждающегося". В "Чтениях о Богочеловечестве" он отмечает, что христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Для Бердяева эта идея неразрывно связана с творчеством, в котором человек усыновляет себя Богу. Он пишет: “Тема о творчестве была для меня вставлена в основную христианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческим характером христианства. ...Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но без этого дерзновения откровение Богочеловечества лишается смысла”. С явлением Богочеловека Христа “прекращается самодержавие Бога, ибо сыновний Богу человек призывается к непосредственному участию в божественной жизни. Управление мира становится богочеловеческим”. Таким образом, мировой процесс у Бердяева становится не возвращением к изначальной полноте, а творческим приращение к ней, “восьмым днем творения”.
“Преображение и обожествление” возможны только путем достижения свободы, “проникнутой любовью к Богу”. Бердяев считает, что “они не могут быть достигнуты принудительно; они предполагают свободную любовь человека к Богу. Поэтому христианство является религией свободы”. По его мнению, вера в Бога есть не почитание церковных канонов, а стремление к Божьему царству, мысль о том, что следуя заветам Христа, "с Христом в сердце" можно достичь духовной свободы. Для достижения Царства Божьего, по мнению писателя, необходимо творчество. “Новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа”. Именно в ней “реализуется христианство как религия Богочеловечества”, так как “совершенное соединение человечества с Божеством может явиться лишь как результат проникновения Св. Духа в путь истории и культуры”.
Для Бердяева важна “проблема индивидуальной судьбы в вечности”. “Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликой божественности... противоположно христианской идее”. “Тайна христианства есть тайна Богочеловечности, тайна встречи двух природ, соединяющихся, но не смешивающихся. Человек не исчезает... но наследует свою человечность в вечной жизни”.
"Лишь путь
Богочеловечества и
Христианство Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобия человека и очеловечивании Бога. Если это так, то человек призван к соучастию в Божественном творчестве и, следовательно, история становится продолжением миротворения. Причем “конец истории и путь к концу - не исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной свободы человека”.
5. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия
Суть “персоналистической
революции”, объявленной Бердяевым,
раскрывается им в концепции творчества,
центральным стержнем которой становится
идея творчества как откровения человека,
совместно с Богом
В этой книге
Бердяев ставит вопрос об отношении
творчества и греха, творчества и
искупления, об оправдании человека в
творчестве и через творчество. Он
считает, что “оно оправдывает человека,
оно есть антроподицея”. Антроподицея,
согласно Бердяеву, это "третье антропологическое
откровение", возвещающее о наступлении
"творческой религиозной эпохи".
Оно упраздняет откровение Ветхого
и Нового заветов ("Христианство
так же мертвеет и коснеет перед
творческой религиозной эпохой, как
мертвел и коснел Ветхий завет
перед явлением Христа"). Но третьего
откровения нельзя ждать, его должен
совершить сам человек; это будет
делом его свободы и
Для автора “творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека, обязанность человека”. “Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога. О творчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человека есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу”. Бердяев пишет: “Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы”. Тайна творчества также “бездонна и неизъяснима”, как и тайна свободы.
“Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через аскетическое очищение от греха”, - пишет Бердяев. В книге “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931) он утверждает, что не только этика искупления, но также этика творчества есть путь в царство небесное.
“Тьма, ничто, бездна
- вот что для Бердяева в основе
бытия, вот в чем корни и
божественного миротворчества, и
бездонной свободы
В “Смысле творчества”
Бердяев выражает мысль, что “творчество
есть творчество из ничего, то есть из
свободы”. На мой взгляд, было бы неправильно
думать, что творчество человека не
нуждается в какой-либо материи (материале),
так как совершается в
Бердяев говорит
о трагедии человеческого творчества.
Он видит ее в несоответствии его
результатов первоначальному
В произведениях писателя можно проследить связь между исключительным отношением Бердяева к творчеству и его достаточно пессимистическим отношением к действительности. Он пишет: “Творческий акт для меня всегда был трансцендированием, выходом за границу имманент ...........
ъективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как “обнаружением избыточной любви человека к Богу”, ответом его “на Божий зов, на Божье ожидание”.
Бердяев убежден,
что свобода трагична: если она
составляет сущность человека, то, следовательно,
она выступает как обязанность;
человек порабощен своей
Информация о работе Свобода и творчество в философии Н.А. Бердяева