Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Введение…………………………………………………………………1
Раздел 1:Биография……………………………………………………...2
Раздел 2: Становление философских взглядов Н.А. Бердяева……….4
Раздел 3: Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии……………………………...7
Раздел 4: Богочеловека в концепции свободы личности…………….12
Раздел 5: Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия…………………………………………………………………….14
Раздел 6: Философия Свободы Н.А. Бердяева………………………..18
Заключение……………………………………………………………....25
Литература……………………………………………………………….26
В этом состоит главная антиномия личности и общества.
Общество склонно к тирании над духом, в результате личность впадает в идололатрию, т.е. поклоняется лжебогам, осознает себя как принадлежащую исключительно социальному миру, превращая социальные средства духовной самореализации личности -- государство, национальный суверенитет, классовые интересы -- в цель. Церковь, считает Бердяев, была превращена в идола. 0бщение с Богом для Бердяева не тождественно церкви как социальному институту, ухитрившемуся перенести на отношения человека с Богом отношения раба и Господина.
Человек по природе своей микрокосм, и потому человеческая личность не может быть частью какого-то целого. Она сама есть целое, при этом такое
целое, которое в принципе не вписывается ни в какую иерархическую систему. Максимум свободы существует только в духовном опыте и только в нем человек останется творцом, т.е. личностью. Общество как организация жизни масс, среднего человека не может быть ничем иным как границей человеческой свободы, границей для духовной, т.е. свободной его реализации в качестве творца. Полное преодоление этого конфликта возможно только в Царстве Божьем.
Человек есть существо не только социальное, но историческое. История -- это судьба человека, тот путь, которым он, выброшенный в тварный мир объективации, согласился идти. Он не может сбросить с себя бремя истории. История же равнодушна к человеку. Человек втягивается в историю, подчиняется ее року и одновременно сопротивляется истории, противопоставляя ей ценность личности, ее индивидуальной судьбы. Но в пределах земной истории этот конфликт неразрешим.
История есть богочеловеческий процесс. По мнению Бердяева, история в своем земном воплощении есть неудача Духа, и она будет длиться до тех пор, пока не наступит Царство Божье в результате второго пришествия Христа. Историческое время, образовавшееся между первым и вторым пришествием Христа, может быть неопределенно длительным. Проблема отношения человека и истории разрешима только на почве эсхатологии, т.е. философии истории как учения о сокровенном смысле истории, раскрывающемся не через прогресс, а через ее конец, в вечности. В этом, считает Бердяев, суть философии свободного духа, которая должна быть построена не только в перспективе прошлого, но и в перспективе будущего, которое он связывает со вторым пришествием Христа и наступлением Царства Божьего.
Философская
антропология свободного духа Бердяева
трагична и эсхатологична. Но именно с
ней мыслитель связывает надежду на будущее.
Причем, вопреки церковной догматике он
связывает ее не с покаянием в грехе и
индивидуальном спасении, а с обращением
к миру и просветлении его.
«Новая духовность на философском языке
означает освобождение от объективации
и от подчинения духа дурной, падшей социальности,
от магической заколдованности человека,
от иллюзий сознания и от подавленности
бессознательной родовой традицией, от
всякого рода табу, мешающих свободному
движению.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Благодаря гуманизму своей философской
позиции и таким отличительным ее чертам,
как "восстание против любых форм тоталитаризма,
неустанная защита свободы, отстаивание
первичности духовных ценностей, антропоцентрический
подход к проблемам, персонализм, искания
смысла жизн
и и истории"
(Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься
до подлинной самобытности, открыть перед
русской духовностью новые "горизонты
мысли".
Понятие "личность" понимается Бердяевым
как неповторимая, уникальная субъективность.
Через присущую ей свободу и возможность
свободного творчества она направлена
на созидание нового мира. История человечества
предстает в виде процесса развития личностного
начала человека, а сам он достигает наивысшего
блаженства в единении с Богом в своем
творческом акте, направленном на достижение
высших божественных ценностей: истины,
красоты и блага, на достижение нового
бытия, нового, подлинного мира, царства
Духа.
Приверженность "философии органического
духа" позволила Бердяеву решить поставленные
им проблемы "реальности, свободы, личности".
Дух присутствует в человеке как бесконечная
свобода и неограниченное творчество,
человек является "Божьей идеей".
Каждый человек, по мнению Бердяева , должен
отгадать "Божью идею о себе", самореализоваться
и "помогать Богу в осуществлении замысла
Божьего в мире". Философ считает, что
Бог действует в царстве свободы, а не
в царстве необходимости, именно в духе,
а не в детерминированной природе.
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость
свободы к необходимости, ее неприкосновенность
перед лицом экспансии детерминизма. Возможно
именно поэтому, относимый в исторической
хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев
остается во многом нашим современником,
призывающим при решении всех философских
проблем ставить в центр человека и его
творчество.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Бердяев
Н.А. О человеке, его свободе и духовности.
- М, 1999
2.Бердяев Н.А. «Философия свободы».
Смысл творчества. М.:
«Правда», 1989.
3.Бердяев Н.А. «Самопознание» (опыт философской
автобиографии). М.: «Книга», 1991.
4.Бердяев Н.А. Русская идея.
«Вопросы философии», 1990, № 1-2.
5.Бердяев Н.А. «Смысл истории».
М.: «Мысль», 1990.
8.Лосский Н.О. «История русской философии».
М.: «Высш. Школа», 1991.
9.Новиков
А.И. История русской философии. - СПб.:
«Лань», 1998
10.«Русская философия».
Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.:
«Республика», 1995.
11.«Современная философия»:
словарь и хрестоматия. Под ред. 12.Кохановского
В.П. Ростов-на-Дону:
«Феникс», 1996.
13.Столович
Л.Н. История русской философии. - М., 2005
14.Замалеев
А.Ф. «Лекции по истории русской философии».
С.-П.: 15.Шрейдер Ю.А. «Свобода как творческая
ориентация в мире». «Вопросы философии»,
1994, № 1.
16.Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра.
«Вопросы философии», 1994, № 11.
Информация о работе Свобода и творчество в философии Н. Бердяева