Серебряный век Русской Философии: философия Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода. Образование он получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены.

Содержание

Краткая биография Соловьева В.С. …………………………….. 3


Идея Всеединства - центральная идея
философии В. С. Соловьева. ……………………………………… 5


Русская идея в философии В. С. Соловьева. …………................ 10


Заключение. ……………………………………......…………...... 14


Список использованной литературы.………………….…………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Физико-технический факультет

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «История философских учений»

на тему «Серебряный век Русской Философии: философия Соловьева»

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил

                                                                                     студент группы №10102

                                                                                    Колосова Ю.Р.

 

 

 

                                                 Проверил

                                                        Гавриляк А.И.

                                                                     ___________________

                                                                                         зачтено/незачтено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

  1. Краткая биография  Соловьева В.С.  ……………………………..   3

 

 

  1. Идея Всеединства - центральная идея

    философии В. С. Соловьева. ………………………………………  5

 

 

  1. Русская идея в философии В. С. Соловьева. …………................  10

 

 

  1. Заключение.  ……………………………………......…………......   14

 

 

  1. Список использованной литературы.………………….…………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография  Соловьева В.С.

 

 

 

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского  университета Сергея Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии  предков к крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи, где сплелись украинские и  польские корни,  интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода.

 

Образование он получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в  том числе и кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже через год и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1974 году он защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме “Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении в Москву он был избран доцентом Московского университета по кафедре философии, но через полгода после этого отправился в путешествие по святым местам в надежде обрести собственный мистический опыт озарения. В дороге его ограбили и он вынужден был вернуться и возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил службу в университете.

 

В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской диссертации  свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском  университете. Уже в первых философских  работах Владимира Соловьева  в центре стоял вопрос об отношении  Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск  внутреннего основания для всеобщего  единства. Его богословские сочинения  были в штыки приняты официальной  православной церковью, ему было запрещено  после опубликования “Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения.  В. Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой “Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем монастыре в Москве.

 

 

После него осталось собрание сочинений  в 10 томах, не считая религиозно-философских  работ, вышедших во Франции на французском  языке, три тома переписки и один том стихов. Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея Всеединства - центральная  идея философии В. С. Соловьева.

 

 

В философии термином “онтология”  обозначается учение о бытии, а “гносеология”  – учение о познании. В философии  Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология,  бытие и познание не разделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной  в философии В. Соловьева, поэтому  всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась  для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все  лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное.

 

По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает  все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии  всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и  религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

 

Создавая новую синтетическую  философию, Соловьев обратился к  анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в  праве на существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и  все обосновывает, всему находит  место”.

 

Философия, по мнению Соловьева, возникает  в период напряженного кризиса, когда  религиозная социальная роль не разрывает  человеческое общество, сознание. Родиной  ее он считал Древнюю Индию, где появление  ее было ознаменовано тезисом: “Все едино”.  Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предает целостность всей философии, несмотря на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского рационализма, который в сочетании с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом приблизил человека к пониманию органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.

 

Очевидно, настало время новой  философии, когда опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно  создать философию, охватывающую все  жизненно важные сферы бытия и  способную постичь их в органическом единстве. Именно такую философию  создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его  трактовка христианского вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной.

 

Его философия начинается с понятия  не бытия, а сущего. Позиция Соловьева  явно противостоит Гегелю. Понятие  бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую  конструкция можно только на содержательно  богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную  силу бытия”.

 

Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим Богом. “... Божественное начало является здесь (в мировом процессе) как действующая  сила абсолютной идеи, стремящейся  реализоваться или воплотиться  в хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально  не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила, действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой  душе идею всеединства как определяющую форму”.  Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное.

 

В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе  понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального  единства. Для первоматерии,  выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость).

 

Первоматерия. разумеется, не имеет  ничего общего с тем, что современные  ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и София”. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен”  Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

Разорванное эмпирическое существование  человека противопоставляет человека человеку, человека природе, скрывая  от нас подлинную сущность человеческого  бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для достижения всеединства разобщенность абсолютно  необязательно рассматривать как  непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для истинного  плодотворного всеединства, которое  предполагает синтез многогранных, многокачественных  индивидуальностей. Поэтому процесс  дифференциации, отделения элементов  от единосущего очень нужен для  плодотворного синтеза, и полезен  до тех пор, пока он не угрожает хаосом и полным небытием.

 

Принципы онтологии, которые лежат  в основе  философской концепции Владимира Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота суть различные образы или виды единства, под которыми для абсолютного является его содержание, или все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”.

 

На основе этой идеи Соловье разрабатывает  концепцию целостного знания, которое  предполагает постепенный синтез религии, философии, науки. Процесс объединения  происходит сначала в рамках философии, где достигается единство между  ее тремя направлениями: мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом. Каждое из них представляет участников будущего универсального синтеза. Главный смысл  новой теории познания – достичь  понимания универсального во всем объеме его с сохранением индивидуального  во все его своеобразии.

 

Органическая логика Соловьева  предлагает обратить внимание на те формы  познания, которые оставались на периферии  рационалистических систем, а именно, на роль интуиции, непосредственного  умственного созерцания. Эти формы  знания близки мистическому и в то же время художественному видению  мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей  охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание  должны стать связующими звеньями между  научным, художественным и религиозным  видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль  о единстве познавательной и этической  деятельности (истина и добро). Соловьев считает, что невозможно без опоры  на нравственность получит критерий истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее  свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание легко  находит убедительно звучащие аргументы  в пользу своей мнимой истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала, что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и угол зрения, жизненная  позиция.

Информация о работе Серебряный век Русской Философии: философия Соловьева