Система воспитания Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:11, творческая работа

Краткое описание

Мыслитель посвятил решению проблемы воспитания два наиболее обширных и фундаментальных диалога — «Государство» и «Законы». Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций, поскольку у Платона в его проектах общественные функции как уже отмечалось, выполняемые гражданами, различаются, то соответственно различаются и цели воспитания. В первом проекте, в «Государстве», мыслитель ориентируется на сословие стражей, из которого должны выйти правители и воины, соответственно исполняющие управленческую и защитную функции. Таким образом, цель воспитания состоит в формировании либо воина, либо администратора.

Вложенные файлы: 1 файл

система воспитания Платона.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Лесосибирский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

философия(курс 2)

Тема

система воспитания платона

Фамилия

Ланкина

Имя

Наталья

Отчество

Леонидовна

№ контракта

1860213403704010


 

Основная часть

система воспитания платона

Мыслитель посвятил решению проблемы воспитания два наиболее обширных и  фундаментальных диалога — «Государство»  и «Законы». Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего  поколения к выполнению определенных общественных функций, поскольку у Платона в его проектах общественные функции как уже отмечалось, выполняемые гражданами, различаются, то соответственно различаются и цели воспитания.  В первом проекте, в «Государстве», мыслитель ориентируется на сословие стражей, из которого должны выйти правители и воины, соответственно исполняющие управленческую и защитную функции. Таким образом, цель воспитания состоит в формировании либо воина, либо администратора. В принципе, тот факт, что Платон дает воспитание лишь высшей прослойке своего идеального общества — стражам — объясним с точки зрения жизненных реалий того времени — в Древней Греции государство в основном представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке гражданского коллектива. Во втором проекте, в «Законах», уже не наблюдается столь выраженного классового подхода к цели воспитания, мыслитель стремится охватить воспитанием практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого группу, то есть цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить законопослушных граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной должности. Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так и женщины. Необходимость воспитания женщин Платон объясняет сугубо с практической точки зрения поскольку он считал, что женщинам необходимо участвовать наряду с мужчинами во всех общественных делах, в защите и охране полиса. При анализе средств и методов воспитания предлагаемых Платоном, необходимо обратить внимание на возрастную градацию, используемую автором и на особенности каждой возрастной группы. Платон говорит о необходимости двоякого воспитания: для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое, что означает, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.

Мусическое  воспитание является наиболее важным с точки зрения Платона. Так как  предметом мусического воспитания является душа человека, а душа —  это самое ценное, что в нем есть, ибо имеет божественную природу и достойна всяческого почитания. Платон в мусическом воспитании ставит и решает задачу развития определенных нравственных качеств в человеке. В первом проекте, ориентированном на воспитание стражей основные качества будут следующие — рассудительность и мужество (бесстрашие).  Во втором проекте — рассудительность, мужество   и   божественный   страх (стыдливость). Какие же средства и методы предлагаются Платоном для развития этих качеств как у стражей, так и у граждан вообще?  В первом проекте, в силу сложности выделения возрастных групп, (возрастные группы выделяемые в основном на материале диалога «Законы») ограничимся общими возрастными характеристиками. Мыслитель не обозначает конкретный возраст, с которого должно начинаться воспитание. Он называет их просто — детьми. Мыслитель предлагает рассказывать детям такие сказки или мифы, которые бы самым заботливым образом могли направить их к добродетели. Ввиду этого, философ крайне озабочен качеством содержания информации, преподносимой детям, и подвергает ее самому тщательному разбору.  Он хочет, чтобы информация работала на достижение поставленной цели — воспитание стража и развития в нем необходимых нравственных качеств. В данном случае, Платон пытается формировать нравственные качества с помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение. Следующим средством воспитания, по мнению мыслителя, должны   стать песнопения и музыка в целом. Платон, как и все греки, считал, что музыка оказывает сильное влияние на душу человека. Платон стремится формировать нравственные качества с помощью методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных инструментах). Поскольку обучение грамоте начинается с десятилетнего возраста, а обучение с тринадцатилетнего возраста, то вполне утвердительно   можно сказать, что эти методы и средства воспитания, нацеленные на формирование нравственных качеств у стражей, относятся к четвертой возрастной группе (с 10 до 18 лет). Платон   описывает   необходимые   практические мероприятия, которые призваны воплотить его концепцию воспитания в жизнь. Первым средством воспитания, формирующего нравственные качества можно выделить хороводы (песни и пляски). Упражнения в плясках позволяют внести гармонию и ритм в душу взрослого человека и ребенка, в особенности, в последнем случае это просто необходимо. Вторая составляющая хоровода — это песни, которые должны воспитывать законопослушность в гражданах. Платон учитывает в песнопениях половые и возрастные особенности. Можно сделать вывод, что Платон пытается, с помощью искусства хороводов, воспитать всех граждан совершенного полиса. Картина по мусическому воспитанию будет полной, если обратиться еще к одному, выделяемому   Платоном, средству   воспитания   —   это   игровой деятельности детей. Таким образом, в мусическом воспитании   представлен   целый   спектр всевозможных методов и средств, с помощью которых формируются нравственные качества граждан совершенных полисов.

Наряду с мусическим воспитанием  для развития гармоничного человека, как уже отмечалось, должно уделяться внимание и гимнастическому воспитанию. Основными задачами физического воспитания в обоих проектах, в виду схожести качеств, которые   необходимо   воспитать, явились   подготовка гражданина к военным действиям посредством развития и тренировки тела. Одной   из   задач гимнастического воспитания являлось развитие мужества, т.е. нравственного качества. Для первой возрастной группы, воспитание начинается уже с утробы матери, до появления на свет.   Платон   обращает   внимание   на   необходимость определенного режима матери, ожидающей появление ребенка. Затем мыслитель обращается к кормилицам и настоятельно им советует носить детей вплоть до трех лет. О гимнастическом воспитании во второй возрастной группе Платон ничего не говорит, возможно по причине того, что оно мало чем отличается от первой возрастной группы. Об изменении методов гимнастического воспитания Платон начинает говорить с шестилетнего возраста, то есть с третьей возрастной группы. Шесть лет это точка раздела в физическом воспитании по половому признаку (хотя, если девочки хотят, то могут продолжить развиваться физически наряду с мальчиками. В этом возрасте физическое воспитание должно включать в себя также телесные упражнения в ратных трудах.  Так   начинается подготовка ребенка к военному делу. Платон пытается приобщить детей к жизни полисного коллектива и его ценностям через подражание ребенка поступкам взрослых. Главный принцип всех упражнений в военных действиях охарактеризовать можно так — чтобы каждый упражнялся в войне не на войне, а в мирной жизни. Поэтому он говорит о необходимости воспитания кулачных бойцов. Следующим средством гимнастического воспитания должны стать хороводы в целом и танцы в частности. Наряду с танцами, по–мнению философа, борьба тоже способна развить человека в физическом отношении, при частом в ней упражнении. В качестве следующих методов гимнастического воспитания можно выделить методы стимулирования. При этом мыслитель вводит новый метод — общественное мнение, который заключается в том, что граждане должны друг друга или порицать или восхвалять. Существует еще одно средство, которое предлагает использовать Платон для воспитания граждан своего совершенного полиса (имеются в виду «Законы») — симпосии, пиры. Можно выделить в качестве отдельной части системы воспитания Платона — религиозное воспитание. Оно должно наделить гражданина, в первом проекте, необходимыми представлениями о божествах, во втором проекте — научить исполнять необходимые культовые функции. 

    Рассмотрим проблему трудового воспитания, в частности занятия земледелием. Но об этой части воспитания мы находим информацию лишь во втором проекте, в «Законах», где его можно условно разделить на две части. Первая часть была уже рассмотрена — это все, что относиться к религиозному воспитанию, так как жертвоприношения, молитвы, участие в хороводах является своего рода трудом. А вторая часть трудового воспитания как раз нацелена Платоном на приобщение граждан к трудовой деятельности.    

Обратимся к рассмотрению принципов, которыми руководствуется Платон в  своей системе воспитания. 

Первый принцип — это принцип  опоры на положительное в человеке. Мыслитель говорит так: если в  человеке его счастливые природные  свойства надлежащим образом развить  воспитанием, он   действительно   становится кротчайшим и божественным существом.

   Во втором принципе, более ярко проявилась идея Платона о   примате

   Третий принцип — единство воспитательных воздействий со стороны школ, гимнасий, и других институтов и лиц, занимающихся   воспитанием.  

Четвертый принцип - общественная направленность воспитания. У Платона этот принцип требует подчинения всей деятельности воспитателей

Задачам воспитания, которые определяются в соответствии   с   политикой  государства и тот же принцип  направляет деятельность воспитателей на формирование социально   необходимого   типа   личности.   Роль государства сводится, в целом, к разработке основ единой идеологии. Прежде всего, Платон не может допустить, чтобы   средства   воспитания   оказывали   бы   на   граждан   какое-нибудь отрицательное воздействие. Из этого, заключает мыслитель, необходимость надзора за поэтами и творцами и за всей информацией, которую они несут в своих сочинениях, нельзя допустить, чтобы они воплощали что-то безнравственное низкое и безобразное. Следующий момент, на котором необходимо остановиться — это роль, которую отводит Платон государству в формировании семьи и ее функционировании. Таким образом, роль   государства   в   формировании   семьи   является определяющей во всех отношениях, что, впрочем, не удивительно, поскольку в современной Платону действительности, государство также вмешивалось  в  дела семьи и в вопросы воспитания детей.

   Роль государства в деле воспитания определялась   также   институтом должностных лиц.    Таким образом, система воспитания Платона не представляет из себя чего-то замкнутого и оторванного от реальности. В основу была положена мыслителем афинская система воспитания с ее идеалом «калокагатии», а спартанская система привнесена в качестве элемента «милитаризованного» гимнастического воспитания. Наряду с этими наиважнейшими частями воспитания, религиозное воспитание представляет необходимую составляющую часть системы воспитания, поскольку вмещает в себя практически все средства и методы воспитания. При этом роль государства в системе воспитания Платона является доминирующей и определяющей.

Таким образом, взгляды Платона  на воспитание не представляют из себя нечто замкнутое и оторванное от действительной жизни. Много из того, что было предложено им, уже имело  место в существующей практике. Заслуга  мыслителя заключается в том, что он сумел выбрать самое лучшее и использовать в своих теоретических построениях.

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Библиофонд.

 

 

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499479

2

Электронная библиотека учебников.

http://studentam.net/content/view/1345/124/

3

Librero.ru.

http://www.librero.ru/culture/platon_i_arictotel_o_gocudarctve

4

Библиотека Гумер - гуманитарные науки.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/karab/17.php

5

КАЛИТВА.RU

http://www.kalitva.ru/152941-vzglyady-platona-na-vospitanie.html

6

Древняя Греция. История.

http://hronologia.narod.ru/pedagog_4.html

7

Большая бесплатная библиотека.

http://tululu.org/read52583/3/

8

Электронная библиотека.

http://bookz.ru/authors/platon/plato_zakony/1-plato_zakony.html


 

 




Информация о работе Система воспитания Платона