Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:40, доклад
Славя́нская мифоло́гия и рели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данной статье рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства, то есть примерно до IX-XII веков с привлечением этнографических описаний славянских праздников и обрядов позднейших времён, вплоть до XXI века. Информацию о славянском пантеоне с краткими характеристиками божеств см. в статье «Список славянских богов».
Лобзов Никита
Славянская мифология
Славя́нская мифоло́гия и
рели́гия (славя́нское язы́чество) —
совокупность мифологических во
По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом, слово «язычество» в ряде случаев используется не для описания политеизма как такового, но и в узком смысле как синоним политеизма славян.
Большинство современных академических исследований относят политеистические верования славян к анимизму.
Источники сведений
Учёные реконструируют славянскую мифологию по различным источникам.
Во-первых, это письменные источники.
Тексты византийских авторов VI
Во-вторых, письменные источники XV—XVII веков и фоль
Более достоверны, но и более трудночитаемы археолог
Важными оказываются сведения языкознания,
сравнительного религиоведения и изучения
мифологических сюжетов у других
народов. Помимо всемирного авторитета
в этой областиДж. Дж. Фрэзера, можно назвать С. А. Токарева, В. Н.
Формирование славянского
Славянская мифология и религия
В первой половине I тысячелетия н. э. на религию славян оказали значительное
влияние кельты и
степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы). По одной из версий, под воздействием
кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян,
в частности формировалась архитектура культовых построек.
Некоторые исследователи предполагают
кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог,
а также Маха и Макошь.
У ираноязычного населения славяне видимо
заимствовали само слово «бог» (которое
также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее
общеиндоевропейское обозначение для
божества *divъ. Восточные
славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского
происхождения — Хорс, Семаргл
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
При разделении праславянской общно
При расселении восточнославянских племён
в VI—IX веках (а русских —
вплоть до XIX века)
мифологии их отдельных групп могли испытывать
влияние мифологий финно-угорских,балтс
Вселенная древних славян
О взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян мы можем лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.
Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол», который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» говорится об ирее — далёкой южной стране, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирей в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.
Далее, кое-что о представлениях славян нам может рассказать древнерусская летописная клятва:
А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото. Оригинальный текст ( |
Данная клятва объясняется тем,
что покойники славянами
Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок:
Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (ПереводА. К. Югова) Оригинальный текст ( |
Некоторые исследователи в данном
отрывке находят трёхчастное
деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мировог
На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…
То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».
Религия древних славян
О религии древних славян нам почти ничего не известно, так как праславянская общность располагалась вдали от центров цивилизации. Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян мы можем лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций.
Единственным убедительно
Как показал в своём исследовании Л
Трубачёв же пытается восстановить
некоторые более абстрактные
понятия праславянской религии,
находя к ним латинские параллели.
Например: прасл. *gověti и лат. favēre «
Вообще в распоряжении учёных крайне
мало сведений о мифологии древних
славян, особенно же это касается времён
общеславянского единства. Это объясняется
многими факторами, и прежде всего —
отсутствием развитой письменности и
удалённостью от основных центров цивилизации.
Одним из первых письменных описаний религии
древних славян является описание византийского историк
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов[14], творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
— Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)
Древнерусское язычество по данным источников
До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась в рамках явления, называемого древнерусским язычеством, поэтому почерпнуть сведения о ней мы можем из древнерусских письменных источников. Следует, однако, отметить, что, во-первых, религия правящей верхушки и простого народа всегда значительно различаются, и, во-вторых, в источниках рассматриваются, как правило, персонажи верхнего уровня, языческие божества, а персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне.
Договоры с византийцами
Самые ранние сведения о божествах
древнерусского язычества нам могут
дать материалы договоров Руси с виз
Вот фрагмент договора 945 года:
И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной. Оригинальный текст ( |