Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:19, реферат
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек,
который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования,
предстоящей смерти и достижении бессмертия. Только раннее детство или
старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Как бы то ни было, ответов на вопрос “Что такое жизнь?” – имеется слишком
много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное учение
предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из
толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся
постичь смысл смерти.
1. Введение
2. Происхождение жизни
3. Вечность, жизнь, смерть, бессмертие
a)объективистский подход
b)субъективистский (атеистический) подход
4. Заключение
5. Словарь ключевых понятий
6. Тесты
7. Список использованной литературы
вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не
принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
Другая мировая религия - ислам – исходит из факта сотворённости человека
волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от
христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко. Тем не менее, в
Последний день всё будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с
точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей
Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного
мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже
самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом,
восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими
закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном
положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает
самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы
праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от
христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на
вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть
смертным и бессмертным
«дивного бессмертия» –
Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как
сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует
нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь
обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение
просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где
«ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – гашение
вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей
жизни».
Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление
к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно
считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает
человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению
в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей
личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть».
Избавление при жизни от источников страдания, «омрачённых действий и скверн»
(эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и власти своего «я» –
лучший путь обретения бессмертия.
Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его
самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: «Человек
– мерило всем вещам», «Человек – творец самого себя», «Творю, следовательно,
существую».
В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и
бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и
человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них
земная жизнь – это всё, а смерть – непреодолимая трагедия, которая, в
сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди
мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался
неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Разумеется, «в чистом виде»
эти подходы характеризуют
реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с
миром своих субъективных творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно, а для не верующего возникает альтернатива
возможных путей решения этой проблемы.
Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его
«измерения». Первое связано с понятием «святости жизни» как таковой, что
является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том
числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта
витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая
подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно
полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения.
Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация
сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в
вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не
будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того,
Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже
сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем.
Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых,
выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные
противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли.
Это две стороны одной медали.
Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и
бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного
феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия
жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих
условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в
постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует
космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,
планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто
и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и
мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом
понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции
строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам
Энгельса, «с железной необходимостью» порождаются жизнь и мыслящий дух в
одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с
её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной
имеет огромное мировоззренческое значение.
Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу
самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В
пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а
вмешательство в ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим
кризисом. Человек предстаёт как малая частица этой живой Вселенной,
микрокосмос, вобравший в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если
биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой
человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве)
человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.
Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни,
поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая
смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни
тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему
воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии,
как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для
того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу
скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А
истина – смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти
вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного
постижения смысла своего бытия и определения – что же для личности является
высшей ценностью – Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость.
Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно
становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого
возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.
Первый – связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи
генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей.
Кроме принципиальных противников
брака и семьи и
стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений
человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.
С этим связывается наследование не только физических принципов, но и
нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация.
Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о
том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца
20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что
медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий – вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества,
энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой»,
упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в
космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда
восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская
модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или
точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных
качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других
организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для
большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального
и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого,
прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт
космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов.
Если для человечества
реально самоуничтожение в
катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом
случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида
бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от
классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и
обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это
придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием.
Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и
изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших
тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее
количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на
совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов
попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен
миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания,
которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет
«изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы
психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут
возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в
прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к
Вечности.
Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на
изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а также
многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии
потустороннего мира и
возможности общения с
сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома,
который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает
существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания
проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном
мире информационно-
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из