Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Жизнь……………………………………………….……………………….
Счастье - смысл жизни человека………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по философии.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

1. В естественнонаучно-биологическом  смысле понятие жизни тождественно  понятию органического явления;  жизнь (согласно Э. С. Расселу)  принципиально отличается от  органического явления своей  направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; 4) ограничением направленного поведения внешними условиями. Объяснение такого поведения с причинно-механической точки зрения невозможно, указания границы между органической и неорганической материей для этого тоже недостаточно. Проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора».

 

2. Жизнь в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.

 

3. Психологически жизнь  характеризуется своей естественной  упорядоченностью. Современная гештальтпсихология  отвергает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение  живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).

 

4. С историко-культурной  точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.

 

5. С биографической точки зрения  жизнь одного человека есть  все его телесно-душевно-духовное  становление, поведение и судьба  в мире, от рождения до смерти.

 

Как видим, жизнь «распадается»  на области исследования (биологическая, историческая, метафизическая и т.п.)

 

Если видеть только одну какую-то сторону  жизни и рассматривать только ее, то человеку никогда не найти  ее смысла, но все равно постоянно  испытывать неудовлетворенность в  жизни.

 

Например, русский философ А.Лосев  в своем очерке «Жизнь» дискутирует со своим оппонентом:

 

«Жизнь как именно жизнь, жизнь, взятая сама по себе, жизнь как таковая, это есть самая нелепая, самая  бессмысленная, самая слабоумная судьба, когда нет никого, кто был бы виноват, и в то же время решительно все виноваты. Жизнь создает себя, и жизнь сама же пожирает себя. Каждый ее момент есть порождение нового и тут же пожирание этого нового. Непрерывно, сволочь, сама себя порождает и тут же сама себя пожирает. Так ежемгновенно порождаются и отмирают клетки в организме, и остается организм. Так непрестанно нарождаются и отмирают самые организмы, и -- остается их род. Так порождаются и отмирают их роды, и -- остаются семьи, племена. И т. д. и т.д. И так как нет ничего кроме и сверх жизни, так как нет никого и ничего выходящего за пределы жизни, то жизнь, со всем своим роскошным древом бесконечных и, допустим, часто весьма интересных и прихотливых организмов, оказывается просто бессмыслицей, и больше ничего, просто вымогательством и насилием, и больше ничего.

 

Долой, долой эту голую  жизнь! Долой, прочь этот неугомонный, самоуверенный, напористый, не знающий  никаких пределов процесс жизни! Давайте знание, давайте то, что  выше жизни и охватывает ее самое. Давайте смысл, давайте идею, давайте  душу живую, ум живой! Давайте мыслить, рассуждать, расчленять, освещать! Долой потемки, отсутствие начал и концов, эту всемирную скуку само порождения и само пожирания. Давайте науку! Давайте, наконец, человека! Жизнь, взятая в своем обнаженном процессе, нечеловечна, дочеловечна, бесчеловечна! Знания, понимания, мудрости - вот чего мы жаждем больше, чем бессмысленной животности! Или жизнь -- бессмыслица, или знание выше жизни и мудрость выше животных функций.

 

Или жизнь -- судьба, или  жизнь -- мудрость! Но так как жизнь  неуничтожима и неискоренима, то и жизнь, и судьба, и мудрость - одно и то же. Мудр тот, кто знает судьбу; а знает судьбу тот, кто знает жизнь; а знает жизнь тот, кто живет и мыслит».

 

А вот еще один отрывок:

 

«В знании успокаивается  жизнь. Знанием разрешается противоречие жизни. К появлению знания стремится жизнь. Тоска и алкание жизни есть порыв к знанию, влечение к мудрости. Жизненное смятение есть тоска по знанию, вопль о не достигнутой или загубленной мудрости; жизненная борьба, жизненное самопорождение и самопожирание есть тайная любовь к мысли, к знанию, скрытая эротика мудрости. Жизнь хочет породить из себя мудрость. Вот-вот из нее должно выбиться великое знание, и--не рождается, не рождается. А не рождается потому, что знание есть разрешение противоречия жизни, и мудрость есть ставшая жизнь, внутренне пронизанная смыслом жизнь. Пока же становится жизнь, то есть пока жизнь есть только жизнь, а не есть ставшее, все ее силы и весь ее смысл уходит здесь пока еще на это самополагание и самоуничтожение; тут еще нет сил остановиться и, остановившись, обозреть пройденный путь. А ведь только обозревши пройденный путь жизни, можно говорить о мудрости жизни. Итак, жизнь не есть мудрость, но она есть назревание мудрости, она есть восхождение к знанию, она вот-вот родит из себя великий смысл, но она не рождает и не рождает... Жизнь заряжена смыслом, она -- вечная возможность мудрости, она -- заряд, задаток, корень и семя мудрости, но не есть еще сама мудрость. Надо выйти из жизни, чтобы разрешить ее противоречие; надо, чтобы для тебя, в известном смысле, остановилась жизнь, чтобы она перестала ослеплять тебя своей жгучей непосредственностью; и только тогда она становится смыслом, знанием и мудростью».

 

Далее философ задается вопросом, каково же содержание этого  знания:

 

«Знание законов природы не есть жизненное знание. Это - царство рассудка, а не жизни. Законы природы требуют, чтобы все было неизменно, чтобы завтра было так же, как и сегодня. А жизнь требует изменения. Жизнь неповторима. Вся жизнь и все стенание жизни в том и заключается, что ее нельзя повторить. В некоторых очень узких пределах ее можно сократить или продлить, но ее нельзя произвольно создать или повторить. Мудрость жизни не захватывается внешней практикой человека так же, как она несводима и на отвлеченные законы природы.

 

…жизнь есть, и жизнь  есть нечто органическое и историческое, то есть в ней не только рассудочная  необходимость, но и синтез необходимости  и случайности. В жизни, в морали, в красоте заложены семена мудрости жизни, но развиты в них односторонне...

 

Созерцание жизни, даже самое глубокое, никогда не способно заменить самой жизни. Я понял, что  созерцание красоты, при видимой  своей мудрости и глубине, слишком  отдаляет нас от жизни, слишком изолирует  нас, слишком делает нас бездеятельными.

 

Не такова жизнь. Жизнь всегда есть интимнейшее прикосновение как раз общего; это есть интимнейшее осуществление как раз не этого отдельного, частичного и раздробленного, но всегда -- общего, всегда того, что очень далеко выходит за пределы каждой отдельной частности.

 

То, что рождает человека, и то, что поглощает его после  его смерти, есть единственная опора  и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и  часто даже слишком незаметно. В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно -- наша Родина (Лосев в это понятие вкладывает не только страну, но и человеческий род в целом, то, что объединяет всех людей, он намеренно не дает определения своей «Родине», чтобы таким образом не сужать то общее, к чему сводится смысл). Значит, жизнь и смерть наша --не пустая и бессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, но -- жертва. В жертве сразу дано и наше человеческое ничтожество и слабость, и наше человеческое достоинство и сила. Гибнет моя жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение; и страдания, слезы и отчаяние в прошлом залегают как нерушимый фундамент для будущей радости, а бессмыслица и тьма прожитой жизни отмирают и забываются как тяжелый и уже миновавший сон. Повторяю: или есть что-нибудь над нами родное, великое, светлое, общее для всех, интимно-интимно наше, внутреннейше наше, насущно и неизбывно наше, то есть Родина, или --жизнь наша бессмысленна, страдания наши неискупаемы, и рыданию человеческому не предстоит никакого конца.

 

-- Вы умрете, и вы этому рады, - говорил мне тоже один интеллигентишка. - Но ведь если вы умрете, то все равно ваша жизнь бессмысленна, и все равно судьба властвует над вами.

 

-- Нет! - отвечал я. - Я умру, но я останусь жить.

 

-- Хе-хе! Бессмертие, дескать, души?

 

-- Как хотите называйте.  Вернее, бессмертие моего дела.

 

-- Но ведь дело-то  умрет? 

 

-- Нет, товарищ, не  умрет. Именно не умрет. 

 

-- Дело ваше умрет,  раз вас не будет. 

 

-- Физически меня не  будет, а жизнь моя не умрет. 

 

-- Но ведь она же растворится в общечеловеческом деле, в общечеловеческой жизни, и никто этого даже и не заметит.

 

-- Вы рассуждаете как  эгоист, от всего уединившийся  и ничего не любящий. Кто  любит, тот не умрет» Лосев  А.Ф. Жизнь//Повести, рассказы, письма. - С.-Пб., 1993..

 

 

Вот так достаточно интересно  выдающийся философ XX века из разных в  отдельности бессмысленных граней жизни вывел для себя смысл  жизни в целом - служение своему роду. А бессмертие по Лосеву достигается  путем создания творческого наследия и заботы о роде Человеческом и его будущем.

 

Счастье - смысл жизни  человека.

 

В отличие от Лосева многие люди считают, что смысл человеческой жизни в достижении счастья. Это общее желание всех людей - и мужчин и женщин, и образованных и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал для себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо». «Человек создан для счастья как птица для полета», - говорит Иван Сергеевич Тургенев на страницах повести «Ася».

 

Странно, но факт: все  люди хотят быть счастливыми, а счастье  в жизни всегда было и теперь есть не так уж много - гораздо больше скорбей, горя, всякого рода неприятностей  и переживаний. В чем же дело?

 

Мы знаем, что если люди объединяются каким-то одним желанием, так эти люди преодолевают любые препятствия и добиваются желаемого. Люди перегораживают плотинами многоводные реки, покоряют океаны, осваивают космические пространства, превращают пустыни в цветущие сады. И все это делают сравнительно небольшие группы людей, движимые одной целью. А тут не группы людей, а все хотят быть счастливыми, и это у них так плохо получается. Почему?

 

Долгое время считалось (а многими и теперь считается), что счастье человеческое напрямую зависит от материального благополучия: чем достатка больше, тем больше и счастья. Многие надеялись и старались осчастливить людей, облегчая их труд, окружая комфортом, улучшая условия жизни. Но человек все равно может быть глубоко несчастным.

 

От чего же, в таком  случае, зависит счастье и смысл жизни? Где его искать?

 

Вопрос непраздный. Одни ищут на верхних ступенях общественной лестницы - для таких людей счастье  и смысл жизни обуславливается  высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другой ищет счастья в любимой  работе, третий - в интересных книгах; развратник - в красивых женщинах, пьяница - в вине, наркоман - героине…Кто в чем. Отчего ж не находим? Наверное, ответ прост: не там ищем. Не находим, потому что не той дорогой шагаем, разыскивая смысл жизни. На этой дороге могут быть только лишь временные, скоропреходящие удовольствия, суррогаты счастья. Но финал этих обольщений известен: душевное разочарование, уныние, неудовлетворенность жизнью, мысли о самоубийстве.

 

Да, деньги значительно  расширяют свободу наших действий. Да, свобода - одна из важнейших потребностей человека. Но самый интерес жизни человеческой не в свободе как таковой, но в самозабвенном служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполне свободным, тут же является вопрос: что ему с этой свободой делать? Свобода сама по себе, не дает жизни никакого содержания. И содержание, и смысл, и интерес к жизни дает присутствие в ней чего-то горячо любимого и стремление к этому любимому приблизиться.

 

Чем обуславливается  счастье? При всем разнообразии ответов  на этот вопрос, можно вычленить один общий ответ, с которым трудно не согласиться: счастье человеческое обуславливается теми же успехами и неудачами, которые человек встречает на пути желанной цели. Успехи делают его счастливым, неудачи - огорчают. А разные мнения о счастье от того, что разные люди преследуют в жизни разные цели.

 

Можно ли назвать осмысленной  жизнь, протекающей «от зарплаты до зарплаты»? Это - не жизненная цель, а только средство к достижению цели. Автомобиль существует не для того, чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его обслуживают для того, чтобы он перевозил людей или груз.

 

Можно ли назвать счастливой жизнь людей, добывающих свое счастье  и деньгами, и бицепсами, где угодно и какими угодно средствами.

 

Чревоугодник ищет счастья  в изысканном и обильном обеде. И вот он пьет свое счастье и попадает в больницу с ожирением или инфарктом. У пьяницы счастье в стакане. Его счастье строиться не истерзанных родительских сердцах, на слезах жены, на загубленном здоровье детей, на собственном истраченном здоровье. Вот так и получается, что люди строят счастье на чьем-то горе, страдании, на слезах.

 

Наверное, на вопрос, в  чем смысл жизни и как обрести  счастье верный ответ надо искать не в телевизоре, не в рекламных  проспектах, не у друзей, и даже не у родителей, хотя они, конечно, более чем кто-нибудь другой желают счастья своим детям - но и они ошибаются. На мой взгляд, единственно верный ответ вопрос о смысле жизни, счастье может дать только Бог. Цель, поставленная Богом перед человеком - жизнь вечная, смыслом же вечной жизни является вечное богопознание и богоуподобление. И в этих-то богопознании, богоуподоблении и находит душа человеческая единственное прибежище и спасение от неизбежных при погоне за иными идеалами горестей пустоты и разочарования. Любые другие цели - достижимы, а значит, исчерпываемы и преходящи; и только эта - вечна, а значит, всегда желанна: стремление стать совершенным, как совершенен Бог. Причем, чем ближе к этой цели продвигаешься, тем она становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждого из нас не по ту сторону смерти. Она всегда, на то она и вечна.

Информация о работе Смысл жизни