Смысл и сущность технической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

Техническая деятельность – это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: 1) теоретическом (как техническое творчество); 2) практическом, который начинается с инженерных исследований, и проектирования, проходит стадию конструирования, и завершается созданием промышленных образцов. Техническое творчество – это теоретический уровень технической и инженерной деятельности. Техническое творчество реализуется в двух формах: 1) изобретательство, 2) открытие. Практический уровень технической и инженерной деятельности осуществляется в двух формах: 1) как инженерные исследования и проектирование; 2) как конструирование [4].

Содержание

Введение 3
Техническая деятельность, ее основные виды. 4
1. Сущность и специфика технической деятельности. 4
2. Виды технической деятельности: 4
Техническая деятельность в эпоху древнего мира и античности 6
Техническая деятельность 11
Заключение. 16
Список использованных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

Смысл и сущность технической деятельности.docx

— 77.16 Кб (Скачать файл)

Следует различать инженерную и техническую деятельность. Современная  техническая деятельность по отношению  к инженерной несет на себе исполнительную функцию, направленную на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов. Инженерная деятельность выделилась на определенном этапе развития общества из технической деятельности, которая  присуща человеческому обществу на самых ранних его стадиях и  связана с изготовлением орудий труда. Она возникает тогда, когда  изготовление орудий уже не может  основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке, а требует ориентации на науку, целенаправленное использование  для этого научных знаний и  методов. Теперь именно инженерная деятельность занимает промежуточное место между  исполнительской технической деятельностью  и наукой.

Предыстория инженерной деятельности разворачивается в недрах технической  деятельности длительного периода  ремесленного творчества (первобытного, античного рабовладельческого, средневекового феодального обществ). Но только в  условиях раннего капиталистического общества создаются условия для  того, чтобы она постепенно стала  особой профессией, имеющую ориентацию на научную картину мира и целенаправленное применение в технической практике научных знаний.

В древности не было сознательной ориентации техников на науку вплоть до эпохи Возрождения. Современная  культура, начиная с эпохи Возрождения, ориентирована на создание, изобретение  нового, на научно-технический прогресс.

Древние культуры были каноническими, ориентированными на освещенную веками традицию, поэтому в те далекие  времена не могло быть изобретателей  в их современном понимании, хотя изобретения как таковые конечно  были.

Способность делать орудия - неотъемлемая черта человека разумного. Выделившись из природы, человек  создал вокруг себя "искусственный  мир", "вторую природу", без которой  немыслимо существование современной  цивилизации. И все это было бы невозможно без знания, без науки. Именно на пересечении знания, науки  и практики возникла профессия инженера.

Уже у древних вавилонян  можно найти зачатки дифференциального  исчисления, а в древнем Египте - инженеров. Знания вавилонян об окружающем их мире были созданы практической необходимостью. Многие из этих знаний так и остались в области чистой практики и передавались из поколения  к поколению только устно (например, как большинство ремесленных  приемов, навыков и рецептов). Нет  данных о том, что древние строители  занимались техническими расчетами, если не считать приходно-расходных расчетов, требовавших преимущественно знания арифметики и некоторых элементом  геометрии. И хотя человечество до сих  пор удивляется красоте и грандиозности  египетских пирамид, вряд ли можно назвать  создателя первой из них инженером  в современном смысле этого слова. Свидетельством этому может служить, например, диалог между двумя писцами  Хори и Аменемоном, сохранившийся  в древних египетских папирусах (XIII в. до н.э.). Хори упрекает Аменемона  в недостаточной компетенции, и  эти упреки служат яркой иллюстрацией того, что именно требуется от “ученого”  писца: Аменемон, оказывается, не умеет  вычислить необходимое количество пайков для отряда войска, вычислить  размеры и количество строительных материалов для возведения строительной насыпи, составить расчеты для  установки каменного колоса и  т.д. * Все это такие сведения, которые  необходимы в повседневной практической деятельности. Сама же практика была эмпирична, опиралась на традиции, умение, догадку.

Научное познание в этот период отождествлялось с созерцанием  природы, всматриванием, вслушиванием в нее. Подлинная цель науки виделась в усмотрении истины в природе, а  всякое практическое действие с природными объектами рассматривалось как  мешающее ему, затемняющее истину. В  античности теоретическая и практическая деятельности были четко разграничены. Аристотель по этому вопросу говорил  так: "Целью теоретического знания является истина, а целью практического - дело"*. Именно в античной культуре были впервые сформулированы ценность и реальность чистой науки. Получение "знания ради знания" рассматривалось  как высшая форма человеческой деятельности. "Из наук считается мудростью  та, которая избирается ради нее  самой и в целях познания, а  не та, которая привлекает из-за ее последствий" (Аристотель) *. Так сложилось противоречие теории и практики.

Однако это вовсе не значит, что античная философия и  наука никак не были связаны с  практическими нуждами общества. Так, Сократ, будучи сыном скульптора, имел также некоторое количество обще признанных работ в этой области. Философ Анаксимандр создал солнечные  часы с устройством указывающим  равноденствие и солнцестояние. Платону приписывают изобретение  водяного будильника, который собирал  ранним утром учеников академии на лекции и занятия. Даже в биографии  первого древнегреческого философа Фалеса, одного из мудрецов, деятельность которого Платон и Аристотель ставили  как образец "созерцательной жизни", имеется интересный факт. По свидетельству  Диогена Лаэртского, желая показать силу знания, он однажды в предвидении  большого урожая оливок снял в наем все маслодавильни и этим нажил  много денег. А перевод войск  Креза через реку Галис (при соответствии этого действительности) говорит о высокой квалификации Фалеса в чисто инженерных вопросах.

Так были ли в античности инженеры в том смысле слова, в  котором оно понимается сегодня? Этот вопрос лучше всего рассмотреть  на примере всем известного древнегреческого механика и геометра Архимеда.

Архимеда соотечественники считали отрешенным от земных проблем  геометром-мудрецом. Решая математическую задачку, он даже не заметил, как римляне  ворвались в его родной город  Сиракузы, и был убит римским воином, несмотря на просьбу дать ему возможность  дорешать геометрическую задачу. В  своих трудах Плутарх писал о  нем: "Архимед был человеком  такого возвышенного образа мыслей, такой  глубины души и богатства познаний, что в вещах доставивших ему  славу ума не смертного, а божественного, не пожелал написать ни чего, но, считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым, все  свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями  жизни.

… И нельзя не верить рассказам, будто он был тайно очарован некой  сиреной, не покидавшей его ни на миг, а потому забывал о пище и об уходе за телом, и его нередко  силой приходилось тащить мыться и умащаться, но и в бане он продолжал  чертить геометрические фигуры на золе очага и даже на собственном теле проводил пальцем какие-то линии - поистине вдохновленный музами, весь во власти великого наслаждения". **

Такое представление не совсем соответствует действительности. Архимед  начал свою деятельность как механик  и закончил ее как механик, ведь даже в его математических произведениях  механика является важным средством  решения математических задач. К  ранним механическим работам Архимеда относится создание механической модели "небесной сферы", в которой  при помощи вращательного движения водяного двигателя, получались различные  вращения небесных светил. На ней также  демонстрировались солнечные и  лунные затмения. Его заслугой также  является усовершенствование машины для  поливки полей, более известной  сейчас под названием "винт Архимеда", при помощи которой можно было выкачивать из реки большие объемы воды с малой затратой сил.

Иногда удивительные достижения Архимеда в практической области  подвергаются сомнению. Например, сообщения  древних авторов о том, как  он один с помощью механических приспособлений (системы блоков) сдвинул с места  полностью груженый корабль, или  легенда о сожжении им неприятельского  флота с помощь зеркал.

Как и другие античные философы и механики он следовал в своей  деятельности идеалу построения научного знания. Работа Архимеда "О плавающих  телах" построена строго в соответствии с научными нормами: выдвигаются  аксиомы, на основе которых доказываются теоремы, при доказательстве которых  используется знание предыдущих теорем. В этой работе не приведены описания практических моделей, наблюдений или  опытов. Тем не менее, Архимед использовал  практические знания о реальных жидкостях  и телах, осуществляя в некотором смысле действия схожие с постановкой современного опыта. Так широко известен ставший классикой случай с золотой короной царя Гиерона, когда великого геометра попросили определить количество золота, ушедшего на ее изготовление.

Архимед строго различает  доказательство определенного положения, проведенное математически (теоретическое  обоснование), и практическое усмотрение того же положения с помощью механических средств. По его собственному мнению, изучение при помощи механического  метода "еще не является доказательством: однако получить при помощи этого  метода некоторое предварительное  представление об исследуемом, а  затем и найти само доказательство гораздо удобнее, чем производить  изыскания, ничего не зная". Таким  образом, механический метод рассматривается  Архимедом как вспомогательное  средство для решения некоторых  математических задач, но строгих доказательств  этот метод дать не может и поэтому  выносится им за пределы всякой науки.

Фактически сформулированное Архимедом основное уравнение плавучести нашло практическое применение только в XVII в. Тогда (в 1666 г.) английский корабельный  инженер А. Дин "предсказал" углубление корабля до спуска его на воду. Он был настолько уверен в своей  правоте, что приказал еще на стапеле  вырезать во внешней обшивке корпуса  отверстия пушечных портов, которые  после спуска корабля на воду возвышались  над ее поверхностью на расстоянии, которое было заранее вычислено  строителем.

Как видно на примере Архимеда, в период античности можно говорить лишь об отдельных "образцах" инженерной деятельности. Архимеда нельзя назвать  инженером в современном смысле этого слова.

Сегодня кажется обычным  требовать от науки прикладных результатов. Да и сама современная наука без  технической практики просто не мыслима. Однако такое соотношение науки  и практики существовало не всегда. В период античности, даже если полученные в результате ремесленной практике, использовались в науке, то они подвергались переработке и систематизировались  в соответствии с идеалами теоретического знания.

Прикладные исследования, направленные на специальное исследование техники, по существу, отсутствовали, как  и многочисленные сегодня технические  науки. В них тогда просто не было необходимости. Кроме того, рабский  труд не способствовал развитию техники  и целенаправленному приложению к ней техники. Свободный же ремесленник  более был заинтересован в  высоком качестве производимой им продукции. В античности ремесленное производство - это прежде всего художественное производство. Оно не ориентировалось  на науку, хотя и использовало научные  знания. Различные механические изобретения  служили лишь демонстрацией мощи научного знания. Но повсеместного  применения в ремесленном производстве они не находили. Поэтому и не возникла в тот период профессиональная инженерная деятельность, без которой  немыслим современный инженер, а  сами изобретения зачастую служили  лишь украшением частных библиотек.

 

 

Техническая деятельность

Техническая деятельность представляет собой деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Техническая деятельность включает в себя весь процесс создания инновационной продукции, от возникновения идеи или оформления заказа (заключения контракта) до получения научно-технического результата и внедрения его в производство или продажи заказчику.

Виды технической деятельности

Техническая деятельность осуществляется путем выполнения исследований и разработок, а также сопутствующей деятельности. В процессе технических работ наиболее активно применяются эвристические методы, в т.ч. методы изобретательного творчества.

Деятельность, классифицируемая как исследования и разработки, включает:

фундаментальные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний;

прикладные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

экспериментальные разработки — деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Исследования и разработки, в свою очередь, могут быть осуществлены в виде НИОКР, а также мероприятий, относящихся к изобретательству:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) являются обобщающим понятием, включающим в себя одну или несколько стадий выполнения работ, направленных на получение новых знаний и (или) их практическое применение путем разработки нового изделия или технологии. Данные работы могут осуществляться в виде:

фундаментальных и прикладных исследований (научно-исследовательские работы, НИР);

разработок новых изделий и конструкторской документации (опытно-конструкторские работы, ОКР);

разработок совокупности приёмов и способов изготовления новых изделий (технологические работы).

Изобретательством является любой творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в области науки и техники, дающему положительный эффект. Объектом изобретательства являются новые и промышленно применимые изобретения, имеющие изобретательский уровень. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники, то есть содержит новый аспект, который выводит его за пределы известных на данный момент научно-технических знаний.

Сопутствующая исследованиям и разработкам деятельность представляет собой научно-технические услуги, способствующие получению, распространению и применению новых научных знаний. К научно – техническим услугам относятся услуги, осуществляемые организацией в целях освоения в производстве или иного практического применения результатов исследований и разработок, а также услуги по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности или научно-технической информации. В состав научно-технических услуг включаются:

Информация о работе Смысл и сущность технической деятельности