Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:58, контрольная работа
« Можно предположить, что верофицируемость и фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.
В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим.»
(Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы.-М.: «Прогресс»,1983г., с.63)
1.Какое философское направление представлено приведенным текстом?
Задание 1……………………………………………………………………3-5стр
Задание2…………………………………………………………………….6-7стр
Задание3……………………………………………………………………8-10стр
Список используемой литературы……………………………………… ..11стр
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Брянский филиал Финуниверситета
кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Современная западная философия»
Содержание
Задание 1……………………………………………………………………3-
Задание2…………………………………………………………
Задание3…………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………… ..11стр
Задание 1.
« Можно предположить, что верофицируемость и фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.
В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим.»
(Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы.-М.: «Прогресс»,1983г., с.63)
1.Какое философское
направление представлено
Данный текст представляет собой такое философское направление как постпозитивизм. Постпозитивизм-модификация позитивистской философии, которая сложилась во второй половине 20 века в результате критики и ревизии неопозитивизма. Главной проблемой, объединившей в это направление различные методологические концепции, стало объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Представителей постпозитивизма (К. Поппер) интересуют вопросы - как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном обществе, каковы критерии выбора конкурирующих теорий.
Черты постпозитивизма:
-Своеобразная «реабилитация философии», возвращение к метафизике;
-Научное знание
- Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический, логический подход;
- Целью изменения научного
знания является не достижение
объективной истины, а реализация
одной или нескольких задач
по технологии добывания
2.Объясните понятия
«верофицируемость» и «
–Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) - критерий научности эмпирической теории, сформулированный К.Р. Поппером в 1935году. Теория удовлетворяется критерию Поппера в том случае, если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть, подвергнут проверкам, результатом которых может быть их опровержение.
Принцип фальсификации: лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты (фальсифицированы).
–Верофицируемость(верификация) – это подтверждение соответствия конечного продукта предопределенными эталонным требованиям.
Принцип верификации: суждение имеет смысл, если, и только если оно эмпирически проверяемо. Если же – нет, то данное суждение - либо аналитично, либо лишено смысла. При этом традиционная философия, состоящая по большей части из неверифицируемых высказываний ( вроде: материальное первично, идеальное вторично), отвергается.
Принцип верификации
предусматривает признание
3. Какое значение имеет принцип фальсификации в концепции К. Поппера?
С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и другой – теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Идейное содержание теорий фальсификации и демаркации имеет ценностное значение, которое выводит нас на мировоззренческое измерение. В основе концепции «логики открытия» Поппера лежит идея, принявшая форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в науке и какого-либо критерия ее выявления.
Задание 2.
«Сама жизнь ценится мною как институт роста, устойчивости наполнения сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности...Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства, оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила».
(Ницше Ф Сочинения в 2-х т. Т. 2 -М.: Мысль 1990. с. 635).
1. Какое философское
направление представлено
Направление в данном тексте - нигилизм, так как это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
2. Объясните категорию «воля к власти». Какое место эта категория занимает в представленном философском направлении?
Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Ницше, воля власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов.
3. Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?
В учении Ницше происходит переоценка ценностей. Он считает, что одним из этических принципов является неравенство, а именно то, что люди от природы не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Важнейшее понятие в его этике – воля к власти, которая является источником биологического и социального прогресса. Воля к власти для Ницше это безусловное благо. Все остальные проявления человеческой природы он классифицирует исходя из этого критерия. Для осуществления этого принципа необходим новый тип человека, которого нет еще в обществе, но который необходимо взрастить в будущем. Ницше допускает в человеке лишь его животную природу. Самые высшие ценности человека – это ценности высшего животного. Согласно философии Ницше, высшее проявление жизни – это проявление природных инстинктов. Высшая добродетель – это сила и здоровые природные инстинкты, - инстинкты воли, силы, власти. Воля к власти для Ницше – высшая добродетель человека. Человечество процветает там, где сильна воля к власти, а там же где ее недостает, - возникает регресс и упадок. Сострадание – это то, что делает человека слабым существом, низшим по отношению к другим животным.
4. Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?
Ницше не отрицает полностью, какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако, он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или «рабской морали» То же воплощение мстительности Ницше видит в демократическом и социалистическом движениях, считая их производной формой от христианской идеологии. Религия, по мнению. Ницше, действует подавляюще на людей.
Задание 3.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке важные патологические процессы душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Таким образом, психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как такое качество психики, которое может отсутствовать вовсе. В общем смысле бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, которые осуществляются без участия сознания. Наше Я подчинено Оно (бессознательному началу), которое имеет чисто природное происхождение и в котором содержаться такие первичные влечения человека как сексуальные желания и влечение к смерти.
(См. Фрейд 3 Я и Оно/Избранное - М., 1989, с 370 и др.)
1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
Предоставленный отрывок относится к разработанной известным австрийским врачом-психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом философии психоанализа, фрейдизму. З. Фрейд специально философией никогда не занимался, однако его принципиально новая психологическая теория и учение – «фрейдизм» оказала столь широкое влияние, что его выделяют в качестве одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения ХХ столетия.
2. Что такое бессознательное?
Бессознательное или неосознаваемое – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует, субъективны контроль. Бессознательным считается все, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также психиатрии, психофизиологии, юридических науках. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако, в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не все, что не относится к бессознательному – осознается.
3. Почему «психоанализ не может перенести сущность психического в сознание»?
Деление психики на
сознательное и
4. Что такое Оно, и каково его содержание?
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.
Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается обычно одновременным действием обеих этих сил. С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Список используемой литературы