Предпосылки западной культуры закладывались
еще в античности и средневековье. Основными
вехами ее предыстории были следующие:
опыт демократии античного полиса, становление
в рамках его культуры различных философских
систем и первых образцов теоретической
науки, а затем - сформировавшаяся в эпоху
европейского средневековья христианская
традиция с ее представлениями о человеческой
индивидуальности, концепцией морали
и пониманием человеческого разума как
созданного, "по образу и подобию Бога",
и поэтому способного к рациональному
постижению смысла бытия. Синтез этих
двух традиций в эпоху Возрождения был
одним из истоков ценностей техногенной
цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось
формирование мировоззренческих установок,
определивших последующее развитие техногенной
цивилизации. В системе этих установок
формировалась особая ценность прогресса
науки и техники, а также убеждение в принципиальной
возможности рациональной организации
социальных отношении. В социальном плане
западная цивилизация отождествляется
с эпохой становления и развития капиталистических
производственно-экономических отношений
и буржуазно-демократических форм правления,
становления гражданского общества и
правового господства. В технологическом
плане - с индустриальным и постиндустриальным
обществом.
Философы и социологи рассматривают
мировоззренческий, социальный и технологический
аспекты культуры как единое целое, показывая
их неразрывное единство и взаимодействие.
Так, немецкий социолог и философ М. Вебер
в своей знаменитой работе "Протестантская
этика и дух капитализма" убедительно
показал роль протестантской Реформации
и религиозного учения кальвинизма в становлении
рационалистического духа капитализма
и других основных ценностных установок
данного общества. Результатом этого синтеза,
по Веберу, явились следующие основные
ценности западной культуры: 1) позитивизм;
2) экзистенциализм; 3) прагматизм; 4) персонализм;
5) неокантианство.
- Позитивизм - представляет собой философское
направление, в котором с большой, порой
даже чрезмерной, силой подчеркивается
ценность позитивного, научного знания
по сравнению с идеологическими утопиями
и философскими умозрениями. На это указывает
и название данного философского течения,
которое восходит к латинскому слову «positivus» — положительный.
- Экзистенциализм – возможно,
наиболее популярное (наряду с психоанализом)
философское течение нашего времени. Его
название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» – существовать, и обращено
не к выяснению сущности человека, а к
его повседневному бытию. Экзистенциализм
в противовес рационалистической философии
взглянул на человека как переживающее,
страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора
и ответственного за свои поступки. Свобода,
смерть, страх, одиночество – ведущие
темы экзистенциализма.
- Прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839-1914), Дж. Дьюи (1859-1952), У. Джемсом (1842-1910), – философское направление, исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее, напротив, заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата. Философия в понимании прагматизма должна помогать
человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Джемс был уверен в возможности улучшения человеческого мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения. Позиция Дьюи более глубока и конкретно практична. Он предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его. Одним из средств такой реконструкции могла выступить педагогика как конкретная программа преобразования системы образования.
- Персонализм (от лат. persona – личность) – экзистенциально-теистическое направление в философии XX в., признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога. В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение диалогический персонализм, представителями которого являются М. Бубер, Недонсель, Бердяев, М.Бахтин, В. Библер. Социальная сторона личности, а именно коммуникация или диалог, заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности. Диалогический персонализм, оперируя новыми экзистенциальными категориями (Я, ТЫ,
МЫ), стремится преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы творчества.
- Неокантианство –
одно из основных направлений философской
мысли конца XIX – начала XX вв. Оно основывалось
на философии Иммануила Канта, развивая при этом ее в новых условиях. Неокантианство – философское течение, распространенное в основном в Германии, связанное с именем Канта и его критицизмом. Наиболее яркое выражение неокантианство получило в двух немецких школах: марбургской и баденской (фрейбургской). Марбургская школа. Основные имена: Герман Коген (1842–1918); Пауль Наторп (1854–1924); Эрнст Кассирер (1874–1945).Баденская школа. Основные имена: Виндельбанд Вильгельм (1848–1915); Риккерт Генрих (1863–1936).Неокантианцы обеих школ являются родоначальниками особого направления под названием «философия культуры».
ВЫВОД
Материалистическая
традиция в философии полагает, что сознание
- это философская категория, определяющая
высшую форму отражения действительности,
способ отношения человека к миру и самому
себе, опосредованный общественно-исторической
деятельностью людей. Согласно данному
определению сознание это философская
категория, определяющая высшую форму
отражения объективной действительности.
Отражение - это всеобщее свойство
материи, заключающееся в воспроизводстве
признаков, свойств и отношений отражаемого
объекта. Неживая материя обладает свойствами
механического, физического и химического
отражения. Живая материя, плюс к указанным,
обладает свойством раздражимости. Высшие
животные - инстинктами. И только человеку
на земле присуща объектность и осмысленное
отражение окружающего его мира, опосредованные
всеобщей общественно-исторической деятельностью,
культурой, наукой и т. д.
Сознание, адекватно отражает
действительность, реализуется в практической
и теоретической деятельности человека.
Эта реализация предполагает определение
и формулирование цели или идеи. Идея -
это не только знание того, что есть, но
и прогнозирование того, что должно быть.
Это понятие, ориентированное на практическую
реализацию. Человеческая мысль способна
не только отражать существующее, но и
отрываться от него. Бесконечно многообразный
объективный мир всеми своими красками
и формами отражаясь в сознании человека,
образует менее сложный многообразный,
изменчивый мир сознания. В этом причудливом
царстве духа движется, изменяется и творит
человеческая мысль, формируются верные
и иллюзорные представления. Мышление
движется по готовым, созданным предшественниками
каждого поколения людей шаблонам и прокладывает
новые пути, ломая устаревшие нормы. Оно
обладает чудесной способностью новаторства,
творчества. Теперь современный человек
понимает мир и считает что опора жизни
– ты сам! Хотя можно сделать и такой вывод: философию нельзя строить
как строгую рациональную систему, тем
более по образу какой-либо науки, как
чаще всего это происходит, так как в этом
случае все ее богатство сводится к узким
критериям выбранной науки. Она противостоит
науке, как категория субъективного противостоит
категории объективного. Однако, оговаривается
Лакруа, субъективность в философии - это
не психофизиологическая субъективность,
а некая универсальная субъективность,
когда субъект в результате личной рефлексии
познает универсальные закономерности
бытия. Субъективен сам метод, но не то,
что получается в его результате. философия
не познает, но знает.
Философию
надо понимать именно как "дидактику
философии", в которой на первый план
выступает сам процесс обучения и самообучения
особой культуре мышления. Причем исходным
пунктом обучения философии должно стать
осознание человеком того факта, что он
является особой частью бытия, его элементом.
Обучение философии должно начинаться
с выявления степени этой самоосознанности,
которая "обусловлена его личным горизонтом
и поэтому не точно измерима". Человека
необходимо научить ориентироваться в
мире, показав ему, что общепринятая ориентация
(на уровне обыденного сознания) является
во многом лишь случайной. Человек к ней,
конечно, не безразличен, так как она также
связана с осознанием бытия, но бытия на
самых его примитивных уровнях, тогда
как философское мышление приводит к познанию
наиболее сложных структур.
Понимание
слитности человека с бытием позволяет
осознать тот факт, что наука направлена
на разрыв этого единства мира и человека,
ввергая его самого и сообщества людей,
реализующиеся в современных государствах,
в царство антигуманности и борьбы с природой.
Стройность и точность научного мышления,
выражающиеся в системе развитых теорий,
когда каждая из последующих является
более истинной по отношению к предшествующей,
на самом деле весьма условны и связаны
с сужением предметной области. В философии,
собственно говоря, нельзя создать концепции
такого рода, так как она "не может найти
ничего нового, а лишь пытается выявить
то, что лежит в сознании человека".
Наука, делает вывод Шмуккер-Гартман, основанная
на вере в рациональное, разрушает мир,
а философия ведет к надрациональному
постижению бытия, сливая познание, сознание
и веру в единую гармонию.
Список литературы
- Философия: Учебник для вузов / Под. Ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ, 2001.
- Зотов, А.Ф. Современная западная
философия / А.Ф. Зотов. – М.: Владос, 2001
- Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. / В.А. Канке. – М., 2000
- Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт
феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр.
– М.: Феникс, 2000
- Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2004
- Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006
- Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия:
Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина
- М.: Юриспруденция, 2001
- Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия:
Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина
- М.: Юриспруденция, 2001В.И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В.И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005
- Калмыков В.Н. Философия: Учебное
пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.refz.ru/