Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 03:57, реферат
Рубеж ХХ–ХХI столетий — судьбоносный для человечества: необходимо обеспечить выживание цивилизации, сохранение уникальности человека, культуры, биосферы Земли. ХХ век: значительное увеличение и творческих возможностей человека, и его деструктивных сил. Усиливается разрыв между научно-техническим, социальным и нравственным прогрессом, формируются антигуманные ценностные ориентации в современном обществе. Цивилизация оказалась расколотой. В основе этого раскола лежит современная экономика как основополагающий вид человеческой деятельности, важнейшая сфера культуры.
Введение 2
Историческая эволюция основных понятий философии экономики 4
Философия экономики: ее объект и предмет 4
Основные понятия философии экономики 5
Хозяйство 5
Труд 8
Экономический человек 11
Свобода индивида и экономическая свобода 13
План и рынок 15
Богатство и бедность 18
Современная философия экономики: гуманистический потенциал 21
Такую возможность дает только свободная рыночная экономика. В условиях рынка индивид располагает защищаемой законом частной сферой, в пределах которой он вправе сам принимать любые решения на свой собственный страх и риск. При этом и положительные, и отрицательные последствия его действий будут сказываться непосредственно на нем самом. Поэтому он заинтересован в учете всей доступной ему информации и может использовать свои знания, способности и возможности свободного действия в полной мере. Сторонники плана и центрального контроля также говорят о свободе, но они "освобождают" людей от личной ответственности, риска, необходимости сбережений, исполнения обещаний, дисциплины труда.
Экономику иногда называют "печальной наукой", поскольку она исследует всегда недостаточные блага, их производство и распределение и показывает, что при неизбежной ограниченности ресурсов и тяготах труда и при безграничности человеческих желаний невозможно такое общество, в котором никто не будет чувствовать себя обездоленным и нуждающимся. Этим экономическая наука отличается от многочисленных в истории мысли утопий, рисующих разумно управляемое и рационально устроенное общество, в котором все благоденствуют, не прилагая к этому особых усилий. Главная идея таких утопий - жизнь по единому рациональному плану, без рынка - оказалась обманом. Реальный опыт показал, что чем более всесторонне и жестко вводится плановое производство и распределение, тем в большей нищете живет население страны.
Но как дело обстоит с богатством и бедностью в обществах с рыночной экономикой? На этот счет у разных экономистов были разные мнения. А. Смит считал, что богатство и бедность - понятия относительные. То, что в одном обществе считается бедностью, в глазах жителей другого может выглядеть как богатство. Он считал, что глубокое разделение труда, использование машин и знаний приводит к тому, что рынок способен обеспечить даже низшим слоям общества приличный уровень благосостояния.
Маркс в отличие от Смита был убежден, что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность большинства остальных. Верно ли это убеждение? Для нас этот вопрос сохраняет актуальность. В современном российском обществе, меняющем экономическую форму, явно видно возросшее расслоение между богатством и бедностью.
К тому же улучшение материальных условий жизни само по себе не решает проблемы сравнительного распределения богатства и доходов. Вполне возможно, что когда бедный начинает жить лучше, богатый становится еще богаче, и относительный разрыв между ними сохраняется или даже увеличивается. Помочь разобраться с этими вопросами позволяет дискуссия теоретиков и историков экономики вокруг так называемой "кривой Кузнеца". Согласно ей при переходе к рыночной экономике неравенство в распределении доходов сначала резко возрастает, но затем имеет тенденцию плавно снижаться.
Ныне преобладает мнение, что эта закономерность справедлива не только для развитых западных стран, но и тех обществ, которые осуществляли модернизацию экономики позднее. Во всех обществах этот переход сопровождался резким и довольно продолжительным усилением неравенства. Отдельные страны различались по степени интенсивности и долговременности данного процесса, но общая тенденция наблюдалась повсюду.
Обнаружилось также, что .
Если подвести некоторый итог, то
нужно признать, что оценки рыночной
экономики различаются в
Современные экономические теории часто имеют более абстрактную форму и труднее для понимания, чем учения политической экономии XIX в. Однако это не должно приводить к такому разделению труда, когда экономисты изучают материальные аспекты жизнедеятельности людей, а философов интересуют лишь мировоззренческие и этические вопросы общественной жизни. Нужен целостный, интегрирующий взгляд, поскольку его отсутствие ведет к существенным недостаткам в теории общества и его развития.
Главная цель философии экономики
— это гуманизация экономики
и гуманитаризация экономическо
Мировоззренческая функция философии
экономики ориентирует
Поэтому важной задачей философии экономики является разработка научной модели современной социально-экономической картины мира как мировоззренческой предпосылки развития экономической науки.
Нестабильность
В последней трети ХХ века усиливается динамизм процессов глобализации и информатизации, нарастают нестабильность мировой, социально-экономической системы, частота и глубина экономических кризисов.
Для методологии экономической
науки как социально-
Культуроцентристская
Методологическая функция
Ключевое звено, альфа и омега, жизненный нерв философии экономики — это человек, субъект экономической деятельности. Выдающийся гуманист ХХ века, создатель Римского клуба А. Печчеи писал: «Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности».
Возрастающее значение в современную эпоху приобретает антропологическая функция философии экономики. Ее цель — посредством очеловечивания экономической жизни придать гуманный смысл существованию человека, превратить его экономическое бытие из средства выживания в способ самореализации, самоутверждения.
Классическая политическая экономия в лице А. Смита, Д. Рикардо, Д. С. Миля создала модель «экономического человека». Это частичный индивид, «одномерный человек», ориентированный на постоянное увеличение своего богатства, сверхпотребление. Способ реализации «экономического человека» оставался неизмененным: быть для него тождественно иметь причем, чем больше, тем лучше.
Хотя эта модель работает и в настоящее время, она ведет современную экономику, общество, мировую социально-экономическую систему к постоянным и углубляющимся кризисам. Ведь люди и биосфера для «экономического человека» являются лишь средством обогащения и удовлетворения потребностей.
Проектируя модель современного субъекта экономической деятельности, философия экономики исходит из принципиального положения, что общество не является рыночной площадкой. Рыночное общество, в котором все сферы жизнедеятельности, образование, культура, здравоохранение были бы подчинены рынку, антигуманно и нежизнеспособно. Рынок может многое, даже сравнить по стоимости компьютер с пакетом апельсинового сока. Но он не может сравнить их с материнской любовью.
По мнению видных западных ученых, предназначение рынков сводится к тому, чтобы «быть эффективными, а не достаточными; алчными, а не справедливыми. Рынки никогда не ставили своей целью достижения общности или целостности, красоты или справедливости, устойчивости или духовности. Они не предназначены для этого… Рынки, если им позволить нормально работать, очень хорошо достигают поставленных перед ними целей, но эти цели далеки от общего предназначения человека. И именно для достижения высшей цели у нас есть политика, этика и религия. И если мы когда-нибудь допустим мысль, что эти величайшие достижения человеческого духа можно заменить экономическими теориями, мы рискуем растоптать наши души».
Фактором, определяющим жизнь общества, является гражданское общество. Оно представляет собой систему самоорганизующихся социальных негосударственных институтов и отношений и автономных и ответственных индивидов. Именно гражданское общество должно контролировать государство, бизнес, распределение национального богатства, оценивать проводимую в обществе социальную политику.
Проектируемая модель современного субъекта экономической деятельности может быть обозначена как модель «многомерного человека». Его ценностными ориентирами являются не безграничный рост изощренных потребностей, а самореализация, творческое самовыражение, развитие духовных и телесных способностей, примат качества жизни над количеством потребляемых благ. Ему присуще высокое сознание ответственности перед обществом, он рассматривает бизнес не как машину для производства денег, а как деятельность по улучшению благосостояния людей.
Очень существенна в современных условиях аксиологическая (ценностная) функция философии экономики. Она осуществляет выявление соответствия моделей, принципов экономической науки и реальной экономической деятельности гуманистическим идеалам человечества. Наиболее значимым из них — это сохранение уникальности человека, культуры, биосферы, достижение социальной справедливости в обществе, утверждение в его жизни принципа ненасилия.
Аксиологическая функция философии экономики способствует возрастанию в экономической науке ценностно-этических начал. Она категорична: природа должна стать Храмом для человека, она имеет абсолютную ценность, самоценна. Природа есть реальное и потенциальное Благо. Важен также отказ в сфере экономики от измерения жизни животных и растений в понятиях товарных ценностей. Такой подход ведет к варварскому истреблению флоры и фауны.
Современный человек должен сказать
«нет» экологическому нигилизму, символом
которого является зловещий принцип: «На
наш век хватит!» Современный
человек стоит перед
Гармонизация отношений с
Одним из центральных принципов аксиологии философии экономики выступает идеал социальной справедливости. Ныне вопрос этот приобретает исключительное значение.
Исключительно фундаментальное значение для современной России как социального государства имеет проблема социальной справедливости. В стране «недопустимо вызывающе велика дифференциация доходов», которая воспринимается как несправедливость. Поэтому важнейшая задача состоит в уменьшении материального неравенства. Успех человека в той или иной области будет восприниматься окружающими как справедливый, если он достался «тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других».
В наступившем десятилетии «
Философия экономики представляет собою сверхсложное, самоорганизующееся и нелинейное знание. Оно является также «человекоразмерным», поскольку в изучаемые им комплексы в качестве компонента включен сам человек. Развитие философии экономики имеет существенное значение для формирования в России социально ориентированной инновационной модели хозяйства.
Информация о работе Современная философия экономики: гуманистический потенциал