Содержание и развитие Марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:38, реферат

Краткое описание

Возникновение марксистской философии - необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношений, науки и культуры. Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией.

Содержание

Введение. 3
1. Социально-экономические, естественнонаучные предпосылки и теоретические источники философии марксизма. 4
2. Основные идеи марксистской философии: материалистическая диалектика, концепция развития, концепция практики, материалистическое понимание истории. 11
3. В.И. Ленин как философ. Философия марксизма и современность. 21
Заключение. 27
Список литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Формулировка общей закономерности взаимодействия теории марксизма и истории дополняется указанием на то, что "при богатстве и разносторонности идейного содержания марксизма нет ничего удивительного в том, что в России, как и в других странах, различные исторические периоды выдвигают вперед то одну, то другую сторону марксизма". Выдвижение различных аспектов теории объективно постольку, поскольку этого требуют ее соответствующие предметные области, либо особенно бурно развивающиеся и потому требующие более глубокого теоретического осмысления, либо, напротив, испытывающие кризис, не развивающиеся и потому вызывающие потребность теоретическом анализе с целью приведения в действие определенных социальных сил. Субъективно же это выдвижение потому, что все развитие проходит через головы субъектов - марксистов.

Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам:

Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом; В области диалектики - упор на антитезис в ущерб синтезу. Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер;

В области философии истории - учение о примате политики над экономикой, по крайней мере - в революционные эпохи (согласно классическому марксизму - политика есть лишь активизированное выражение экономики); Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу.

Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место. Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению. Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика - дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

Для Ленина теория вообще - прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности. Философия, предоставленная самой себе, конституирующая себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина небольшую ценность. Академическая, профессорская философия - предмет откровенной насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо академического философского творчества в жесткой и иерархически выстроенной системе марксизма, всецело подчиненной достижению определенных целей, проблематична в высшей степени. Для Ленина все вопросы, возникающие не по собственной воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму Релятивизм - философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется. Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам. и скептицизму Скептицизм - древнегреческое учение, утверждавшее о не истинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами., но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность. Материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективного мира, на мощь народных масс - творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции в России. Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его эксплуатацией рабочих в России - за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма. Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом - немецким). Отличает Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а своеобразным нео марксизмом, или даже русским марксизмом.

Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует. Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрытия благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся". Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это было необходимо для подкрепления революционной теории.

Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего - леворадикальной традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Диалектический и исторический материализм возник как прямое продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественно научными предпосылками возникновения философии марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй половины XVIII — первой половины XIX века, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха. Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля в конечном счете представляет собой результат самодвижения духа. Нужно было устранить это идеалистическое толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики. Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. В ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии — диалектику, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности. Философия, созданная К. Марксом (1818—1883) при участии Ф. Энгельса (1820—1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то  серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность,  многосторонняя взаимная обоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют  широту распространения и влияния этого учения и быстро меняющемся мире XIX—XX веков.

Список литературы.

 

 

1. Ленин В.И. Карл Маркс // Полное  собрание сочинений. Т.26.

2. Ойзерман Т.И. Научно-философское  мировоззрение марксизма. М., 1989.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.16-27.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений Т.18. С.342-343

6. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.500-501.

7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах  и конец классической немецкой  философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282-291.

 


Информация о работе Содержание и развитие Марксистской философии