В основе
поворота к собственному, к бытию лежит
осознание человеком своей историчности,
конечности, свободы. Безличное существование
скрывает от человека его обречённость,
он не знает смерти, представляющей собой
сугубо личный факт. В повседневности
смерть понимается как ,,умирают”, как
смерть других. ,,Проговариваемая или чаще
затаенная беглая речь об этом скажет:
в конце концов человек смертен… и …любой
и ты сам можешь себя уговорить: всякий
раз не именно я, ведь этот человек никто”11. Но ,,никто
не может снять с другого его умирание”12. В той мере,
в какой смерть есть, она всегда радикальным
образом моя смерть. Т.о. бытие-к-смерти
– такая бытийственная возможность, которая
выхватывает человека из сферы Man, перемещая
его в сферу подлинной экзистенции. Смерть
есть абсолют для Dasein, экстремальная точка
поворота к бытию. В перспективе смерти
все индивидуальные ситуации роднит возможность
стать невозможными. Осознание смерти,
бессмысленности любого проекта обосновывает
историчность экзистенции, неполноту
каждого из её моментов. Только приблизившись
к постижению смерти как к крайнему пределу,
который поставлен всякому существованию,
человек находит себе подлинное бытие.
,,Смерть
как конец присутствия есть самая
отличительная, несводимая, неминуемая
и как таковая неопережаемая возможность
бытия”13- так определяет
Хайдеггер смерть и показывает, что она
должна пониматься не как конец здесь-бытия
человека, но что само здесь-бытие должно
определяться как бытие-к-смерти. Т.о. смерть
у Хайдеггера выступает как основа формы
жизни, хотя он и избегает слова ,,жизнь”.
Dasein
– возможность самопонимания, и одновременно
это понимание открытия возможности, бытийственной
возможности. Смерть означает конец и
кажется концом всяких возможностей. Но
бытие-к-смерти опережает эту возможность
и выступает как самораскрытие форм Dasein.
Стать свободным перед лицом собственной
смерти – значит распознать среди суетных
такие возможности, которые, будучи правильно
выбранными, окажутся недостижимыми для
смерти.
Выдвигая
идею смерти, Хайдеггер формулирует
своё понимание личности как
обращённой к самой себе, оторванной
от общества и противопоставленной
ему. Фактически, он отражает здесь несовместимость
существующих общественных отношений
со свободной человеческой личностью.
Однако в качестве выхода предлагает осознание
безвыходности этого положения. Поэтому
столь зловещую роль играет в философии
Хайдеггера ,,Ничто” (Nichts)14.
Личность и общество.
Проблема отчуждения
Современное общество является
продуктом развития науки и техники. Вместе
с тем, в современном обществе нарастает
процесс, в рамках которого происходит
превращение результатов и продуктов
деятельности людей в независимую силу,
становящуюся выше своих творцов и подавляющую
их. Данный процесс называют «отчуждением».
Феномен «отчуждения» является одним
из значимых для современного социального
процесса.
Проблема отчуждения – это
одна из наиболее сложных проблем в социальной
философии, так как она является много
аспектной. Можно говорить об отчуждении
человека от природы, общественных связей,
социальных вещей, самого себя и многие
философы рассматривали данную проблему
в различных аспектах. В частности, экзистенциалисты
и близкие им мыслители рассматривали
проблему отчуждения в контексте отчуждения
человека от самого себя.
Происходит «растворение» индивида
в мире, и вперед выдвигается тема актуализации
затаенных, сокровенных потенциалов и
возможностей человеческой экзистенции,
где все области бытия, все элементы культуры,
искусство, политика, религия как бы изнутри
завоеваны наукой и техникой. Хайдеггер
не скрывает своего отрицательного взгляда
на действительность, которая характеризуется
как «индустриальное и управляемое общество»,
как век «науки и техники», которая становится
единственной силой, определяющей способы
раскрытия мира.
В машинизированном будущем,
полагал философ, где техника будет доведена
до совершенства, полностью исчезнут свобода
и индивидуальность. Даже современное
общество, Хайдеггер рассматривал как
«совместное бытие», где нет свободы. В
итоге, Хайдеггер констатирует проблему
отчуждения человека в русле уничтожения
его свободы путем порабощения индивида
техникой и технологическими новациями,
являющимися продуктами научной деятельности.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.
Статьи и выступления. М., 1993.
Заключение
Согласно
Хайдеггеру, философия (метафизика) –
это не наука или мировоззренческая проповедь,
на самом деле, это ностальгия, это тяга
повсюду быть дома, а значит иметь отношение
к миру в целом, к бытию. Цель, провозглашенная
в его главной работе ,,Бытие и время”,
- ,,онтология, адекватно определяющая
смысл бытия”, т.е. конкретная разработка
проблемы смысла бытия.
Вопрос о смысле бытия
является основным для всего
творчества М. Хайдеггера. Между
бытием и сущим он проводит
онтологическое различие. Хайдеггер
считает, что данные каких бы
то ни было конкретных наук
ничего не говорят нам о
бытии. Науки имеют дело с сущим,
с теми или иными предметными
областями, которые описываются
в родо-видовых определениях. К
бытию необходимо подходить с
точки зрения такого сущего, которое
способно раскрывать сокрытое, спрашивать
и одновременно понимать самого
себя, т.е. нужно указать на такое
сущее, в котором бытие само
себя обнаруживает. Таково бытие
человека (Dasein). Однако это не значит, что
люди занимаются исключительно онтологическими
размышлениями. Напротив, это делают крайне
немногие. Но в той или иной форме данный
вопрос всегда стоит перед людьми, и ,,каждый
из нас поражался хотя бы однажды, возможно
чаще, чем однажды, скрытой власти этого
вопроса, даже не осознавая при этом, что
с ним происходит”15.
Хайдеггер ставит проблему
подлинного и неподлинного бытия.
Он пытается выявить те основополагающие
установки европейского мышления,
которые создали неподлинный
мир, настолько интегрировавший
современного человека, что ,,теперь
только бог может нас спасти”,
как говорил он в своем посмертно опубликованном
интервью журналу ,,Шпигель”22.
В основе поворота к собственному, к бытию
лежит осознание человеком своей историчности,
конечности, свободы.
Принцип
философии Хайдеггера состоит
в том, чтобы понять явное через
неявное, то что сказано, через
то, что не может быть сказано,
понять слово через молчание,
сущее – через несущее, бытие
– через Ничто. Непосредственное
соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру,
происходит в состоянии ужаса. Хайдеггер
отличает онтологический ужас (Angst) от
онтического стаха (Furcht). В ужасе человека
пугает Ничто, а не конкретные предметы
и люди, весь мир теряет смысл. Человек
обнаруживает себя в полном одиночестве.
Перед лицом открывшегося человеку Ничто
его бытие оказывается пустым – или, что
тоже самое освобождённым; и потому делается
очевидной свобода человека. Именно тогда
исчезает власть публичности и анонимности,
человеческое бытие (Dasein) пробуждается
к подлинному существованию, к ответственности
за собственные деяния. Это поворот к самому
себе. Человеческое бытие открывается
в своей уникальности и незавершенности
как свободно проектирующее себя.
Список источников
и литературы.
1.Вальтер Бимель. Мартин
Хайдеггер. Урал LTD 1998.
2.Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997.
3.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.
– М.: Республика.1993.
4. Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят
лет. // Вопросы философии. 1998. №1.
5.«Бытие и время» Мартина Хайдеггера в
философии ХХ века // Вопросы философии.
1998. №1.
1 Стр. 271.Вальтер
Бимель. Мартин Хайдеггер. Урал LTD 1998.
2
Трактат “Бытие и время” впервые вышел
весной 1927 в издававшемся Гуссерлем ,,Ежегоднике
по феноменологии и феноменологическому
исследованию”, т.VIII и одновременно отдельным
оттиском. Полный русский перевод книги,
выполненный В.В. Бибихиным, вышел в свет
лишь в 1997 г. Без преувеличения можно сказать,
что в философской ситуации ХХ в. книга
Хайдеггера “Sein und Zeit” стала одним из
ключевых текстов.
2 По мнению Хайдеггера, Платон ответствен
за деградацию метафизики к физике. Философы-досократики
(Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали
под истиной самораскрытие бытия, что
подтверждается этимологически ( от греч. Aletheia, где lantano – скрывать, а – отрицание, что вместе
означает непотаенность). Платон же отвергнул
понятие истины как несокрытости, бытие
он основал на истине так, что мышление,
а не бытие стало устанавливать отношения
между содержанием и идеями. Таким
образом, бытие должно было соотнестись
и оконечиться человеческой мыслительной
способностью и языком.
3 Dasein. В западных переводах и дискуссиях
этот ключевой термин хайдеггеровской
книги “Бытие и время” обычно оставляют
как есть. Проблема этого термина не только
в буквальном или небуквальном переводе.
Хайдеггер играет семантическими значениями
термина Dasein во многих своих произведениях.
Не существует однозначного раз и навсегда
заданного определения Dasein, оно всегда
определяется контекстуально, окрашиваясь
в соответствующие тона. Dasein в текстах
Хайдеггера подобно некой плавающей метке,
указывающей на то, что данное явление
или проблема имеют отношение к самому
существу онтологии. Выявляя смыслы Dasein
в различных контекстах, можно как в рамках
одной работы, так и в работах разных лет
выявить динамику движения мысли философа
от проблемы к проблеме. Поэтому целесообразнее
это понятие оставлять без перевода. Смысл
должен активно постигаться читающим.
Что же касается перевода В.В. Бибихиным
этого понятия словом присутствие, то здесь исчезает
дву-составность немецкого слова Da-sein,
которое само уже говорит о строении человеческого
бытия. Внутренняя и внешняя форма этого
слова, его двучленность, двоякость, раздвоенность
передаёт сущностную особенность нашего
человеческого бытия как бытия герменевтического,
бытия-о-бытии, несовпадение бытия этого
сущего с самим собой, несовпадение самого
бытия с самим собой как онтологическое
основание самой возможности этого –
человеческого – существа. Возможны такие
русские переводы как: существование,
здесь-бытие, бытие-вот, наше (человеческое)
бытие и т.п., хотя и они страдают всеми
недостатками искусственности и размытости.
4 Хайдеггер
М. Бытие и Время. Москва, 1997. Стр.8.
5 Там же.
Стр.12.
6 Там же.
Стр.12.
7 Там же.
Стр.126.
8Man – на
русский язык не переводимо, употребляется
в роли подлежащего в неопределённо-личных
и обобщённо-личных предложениях (man sagt,
daß… говорят, что…).
9 Там же.
Стр.274.
10 Там же.
Стр.277.
11 Там же.
Стр. 253.
12 Там же.
Стр. 240.
13 Там же.
Стр. 258.
14
Это понятие является чрезвычайно важным
для экзистенциальной онтологии. Оно не
случайно было вынесено в заголовок “самой
онтологической” книги Ж.-П. Сартра –
“Бытие и Ничто”.
15 Введение
к ,,Что такое метафизика?” Хайдеггер М.
Время и бытие: Статьи и выступления. –
М.: Республика. 1993.
22 Der Spiegel,
1976, № 23.