Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть:
Основные точки зрения на происхождение сознания…………………...5
Психика и мышление………………………………………………………6
Структура сознания………………………………………………………...8
Факторы, влияющие на формирование сознания………………………10
Язык, как форма отображения сознания………………………………...11
Основные подходы к проблеме сознания…………………………….....11
Заключение ……………………………………………………………………....16
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

философия сознания.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный  технический университет»

Прокопьевский филиал

 

Кафедра философии

 

 

 

Учебная дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ № 21:

Сознание 

 

 

 

                                                                           Выполнил:

ст-нт гр. МАвт – 112

                                                                                  Супрунов М.А.

                                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2011

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть:

  1. Основные точки зрения на происхождение сознания…………………...5
  2. Психика и мышление………………………………………………………6
  3. Структура сознания………………………………………………………...8
  4. Факторы, влияющие на формирование сознания………………………10
  5. Язык, как форма отображения сознания………………………………...11
  6. Основные подходы к проблеме сознания…………………………….....11

Заключение  ……………………………………………………………………....16

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тайна сознания равнозначна тайне человеческого  бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики.

  1. Даже на обыденном уровне люди давно подметили, что развитое сознание не всегда делает его обладателя счастливее. Из философов на эту тему замечательно высказался Э.В. Ильенков, в переписке с одним из своих учеников, Александром Суворовым. В 60-е годы ХХ века Э.В. Ильенков, вместе с педагогами и психологами А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским, организовал программу-эксперимент по психологической реабилитации и социальной адаптации слепо-глухонемых детей, находящихся в школе-интернате города Загорска. Целью было формирование сознания у детей, от рождения лишенных зрения, слуха и не умеющих говорить. В ходе эксперимента была подтверждена марксистская концепция социальной обусловленности сознания: если ребенок родился без патологий мозга и центральной нервной системы, то для развития его сознания необходимо активное взаимодействие с окружающей социальной средой. Многие дети, участвующие в эксперименте, были в буквальном смысле "перемещены" из животного состояния в человеческое, получили образование. Некоторые закончили вузы и даже защитили кандидатские диссертации. И вот один из бывших учеников Ильенкова, Александр Суворов, ставший впоследствии доктором педагогических наук, обратился к нему с письмом, содержащем упреки и прямые обвинения. Обвинение сводилось к упреку Ильенкову в том, что он и его коллеги, задумав вроде бы благое дело, в итоге сделали подопытных детей очень несчастными людьми. "Зачем вообще учить слепо-глухонемых? Ведь без феномена самосознания человек так и не осознает своего несчастья. Осознав же, он никогда о нем не забудет. Испытает в момент сознания, и всю жизнь будет испытывать страшную боль из-за своей беды. Так не гуманнее ли оставить слепо-глухонемого без сознания, за боротом общества". Дар сознания настолько кажется невыносимым, - пишет Суворов, - что его не покидают мысли о самоубийстве [Булыгин А.В.  К истокам идеального., Л., 1988. –  С. 108].
  2. Сознание - это способность познавать не только истину, но и различать добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное. Именно поэтому человеку с развитым сознанием тяжело жить в мире, ибо он сознает, с одной стороны, неустроенность этого мира, его малую приспособленность для достойной жизни, и, с другой стороны, понимает недостаточность своих усилий, зачастую их тщетность, для улучшения существующего положения дел. Чем "приземленнее" человек, то есть, чем больше он обращает внимания на решение повседневных житейских проблем, связанных с необходимостью физического выживания, тем ему легче и счастливее жить. На этот парадокс и обращает внимание Ильенков в письме Александру Суворову [Булыгин А.В.  К истокам идеального., Л., 1988. –  С. 108].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

  1. Основные точки зрения на происхождение сознания

Существуют  различные историко-философские  толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при  господствующем космоцентрическом  мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения  с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.

 

  1. Психика и мышление
  2. Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в "Физиологических письмах" писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени" [Алексеев П.В. Философия: учебник /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2005. – 603с.]. В соответствие с этими взглядами, получившими название "вульгарного материализма", сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу. В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное "научным материализмом". Основная его проблема - соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в "научном материализме" к физиологическим процессам.
  3. Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности” [Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта. — /«Вопросы философии». — 2006. № 1].  В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Мышление - это одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии.  В вопросе о сущности мышления мне ближе всего несколько идеалистическая позиция представителей т. н. вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.). В рамках концепции этой школы мышление рассматривается как особая духовная способность, выражающаяся в протекании сложных внутренних мыслительных процессов, несводимых к простому ассоциированию словесных понятий и подчиненных детерминирующей тенденции.

Память - это  способность организма сохранять  и воспроизводить информацию о внешнем  мире и о своем внутреннем состоянии  для дальнейшего ее использования  в процессе жизнедеятельности. Память связывает элементы жизненного опыта  человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления. За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти. Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, на котором зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщение (за отсутствием накопляющихся впечатлений), ни рассуждение (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия постулатов, или иных исходных данных), ни умозаключения.

Мне кажется, что  единственно правильной можно считать  вторую точку зрения. В самом деле, Эммануил Кант не случайно выбрал время как первую из априорных категорий. Действительно, возьмем в качестве субъекта “статую” де Кондильяка. Рассуждая о ее восприятии, он приходит к очевиднейшему логическому противоречию: статуя не имеет понятия о времени, но, между тем, он говорит о том, что она видит разницу между ощущением, которое длится в данный момент и которое уже было - каким же образом, не имея идеи времени, можно отличить настоящее от прошлого? Хотя нам, с детства воспитанным с идеей времени как четвертого измерения, очень трудно себе это представить.

Мой вывод: память, основанная на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение  чему можно найти в трудах многих философов.

 

  1. Структура сознания

 

I – человеческие чувства для первичного познания мира,

II – мышление, которое позволяет нам на основе единичного познать всеобщее (логика, анализ и синтез), т.е. выход за чувственную ступень.

Мышление –  оперирование образами действительности при построении необходимого человеку действия, оно не произвольно, а подчиняется законам.

МЫШЛЕНИЕ


 

Рассудок –                                                                          Разум - высшая

низшая ступень –                                                             ступень логики,

(здравый смысл)                                                               ориентированная

логики (житейско - практическое)                                 на глубокое постижение                   

Операционное – быстрое, не скованное                        истины.

языком, понятиями, логикой                                           Вербальное

 

 

 

III – эмоциональная компонента сознания (личные переживания, инстинктивные аффекты, эмоции),

IV – ценностно – мотивационный компонент сознания (красота, правда, справедливость, добро ит.д.) – по А.В. Иванову.

Самосознание – осознание  самого себя, отличение и выделение  человека из всего остального, самооценка. От утонченной рефлексии до собственного Я. Единство иноотображения и самоотражения, фундаментальное свойство сознания.

  1. Цели, способы и результаты познания внешнего мира влияют на самосознание. Ассиметрия между ино и самоотбражением возникла в ходе исторического развития, т.к. чтобы выжить человек познавал не себя, а окружающий мир. Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе са<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman

Информация о работе Сознание