Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 27.74 Кб (Скачать файл)

 

В решении проблемы отношения  сознания к мозгу существуют две  крайности:

 

- изоляция мышления от  нервной деятельности человека, превращение его в независимую  субстанцию;

 

- сведение познавательного  процесса к высшей нервной  деятельности.

 

В первом случае мышление лишается своего материального субстрата, во втором остается без своей специфики.

 

Итак, основные особенности  человеческого сознания:

 

-идеальность (т.е. его  нельзя обнаружить при помощи  материальных средств);

 

-интенциональность (направленность  на предметы и явления природного  и духовного мира);

 

-идеаторность (способность  творить и воспроизводить идеи). Вне общества сознание существовать  не может.

 

3. Индивидуальное и общественное  сознание.

 

 

Сознание структурно организовано и представляет собой целостную  систему, состоящую из множества  компонентов.

 

В современной философии  в структуре индивидуального  сознания принято выделять четыре основных компонента:

 

1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

 

2. чувственно-эмоциональный  (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

 

3. логико-понятийный (понятия,  логические умозаключения);

 

4.ценностно-мотивационный  (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

 

Данная структура соотносится  с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие  мозга «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое - за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния  невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).

 

Сфера индивидуального бессознательного, открытая австрийским психиатром З. Фрейдом, представляет собой совокупность психических явлений, состояний, не поддающихся контролю со стороны  сознания (сновидения, гипнотические  состояния, сомнамбулизм и т.д.) По его  мнению, психика человека имеет три  сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это сфера бессознательных влечений. «Я» - сфера сознательного, посредник  между «Оно» и «Сверх-Я», между  бессознательным и внешним миром. «Сверх-Я» выполняет роль «морального  цензора», это внутриличностная совесть, олицетворяющая устои общества.

 

Ученик и последователь  З. Фрейда швейцарский психиатр К. Юнг  предположил наличие в структуре  бессознательного так называемых «архетипов», связанных с коллективной жизнью людей. Он полагал, что вся информация, накопленная человечеством, сохраняется  на генетическом уровне в памяти потомков и проявляется в сновидениях, художественном творчестве. В отличие  от З. Фрейда, полагавшего, что поведением человека управляет психическая  энергия сексуальных влечений - либидо, а задача человека заключается в  превращении «Оно» в «Я», К. Юнг  считал, что кроме индивидуального  бессознательного существует более  глубокий слой человеческой психики - коллективное бессознательное.

 

Неофрейдистское видение  бессознательного наблюдается и  у австрийского психиатра В. Райха, который вслед за З. Фрейдом биологизирует  бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо. Наиболее видный представитель неофрейдизма - немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации бессознательного и подверг критике  теорию З. Фрейда за антагонизм между  сущностью человека и культурой  и попытался соединить психоаналитическую теорию З. Фрейда с марксистской концепцией человека. Одним из важнейших факторов развития человека, по его мнению, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы. Человек - существо природное  и социальное. Это противоречие Э. Фромм назвал «экзистенциальной  дихотомией».

 

 В структуре индивидуального  сознания сознательное и бессознательное  взаимосвязаны и не существуют  изолированно друг от друга.

 

Сознание выполняет ряд  функций: активно-отражательную; объяснительную; активно-преобразовательную; коммуникативную; целеполагающую; конструктивно-критическую.

 

16

 

 

Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Преломляясь через общественную практику, общественное сознание реализуется  в материальной действительности. Оно  может способствовать развитию прогрессивных  тенденций, а может препятствовать их осуществлению.

 

Общественное сознание как  отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер. В структуре общественного  сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию. К формам общественном сознания относятся - мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.

 

Обыденный уровень общественного  сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики и  включает в себя наряду с элементами научного знания, предрассудки, суеверия, стереотипы сознания. Ряд исследователей отождествляют обыденное сознание с массовым, но такое отождествление неправомерно, поскольку основным критерием  выделения массового сознания в  качестве самостоятельного духовного  образования является степень распространения  идей, обычаев, верований, представлений  в обществе, а обыденное сознание является показателем качественного  состояния общественного сознания в конкретную историческую эпоху.

 

Общественная психология выражает эмоционально-чувственное  отношение людей к общественному  бытию, охватывает область социальных чувств, представлений, настроений, эмоций, традиций, предрассудков, взглядов, формирующихся  у различных социальных групп  людей в условиях повседневной жизнедеятельности. В современном мире велика роль средств  массовой информации в вопросе психологической  обработки общественного сознания.

 

Общественная идеология - теоретически обоснованная система  политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп  или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В  идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются  теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций.

 

Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает различные  способы духовного освоения природной  и социальной действительности. Это  находит выражение в различных  формах общественного сознания.

 

Критериями разграничения  форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы  и способы отражения, особенности  возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе.

 

Общественное сознание характеризует  общее содержание надындивидуального сознания. Господство общественного  сознания снижает активность индивидуального  сознания. В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит  от конкретной исторической эпохи.

 

4. Сознание и язык.

 

Сознание неразрывно связано  с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и  языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования  сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение  и формирование индивидуального  сознания возможно в том случае, если человек включен в мир  словесного языка. Вместе с речью  индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о  себе. Чем богаче содержание духовного  мира человека, тем более ему нужно  языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем  изменения сознания. Язык - это система  знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого  предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

 

Языку присущи следующие  функции:

 

 

 

Одним из условий возможности  формирования и объективации сознания индивида является способность посредством  языка заявить о своем самостоятельном  бытии. В речевом общении человек  обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального  языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы  на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания  внутреннего опыта. Различие между  сознанием и языком заключается  в том, что мысль - это отражение  объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию  между людьми, а также осознанию  человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:

 

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают  также специализированные (системы  символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического  развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В  социально-гуманитарном познании использование  искусственного языка затруднительно.

 

Одно из главных  направлений развития современного человека связано с его знаково-символической  деятельностью. Поэтому и современная  философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.


Информация о работе Сознание