Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:30, реферат
Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.
В решении проблемы отношения сознания к мозгу существуют две крайности:
- изоляция мышления от нервной деятельности человека, превращение его в независимую субстанцию;
- сведение познавательного процесса к высшей нервной деятельности.
В первом случае мышление лишается своего материального субстрата, во втором остается без своей специфики.
Итак, основные особенности человеческого сознания:
-идеальность (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств);
-интенциональность (
-идеаторность (способность
творить и воспроизводить идеи)
3. Индивидуальное и общественное сознание.
Сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из множества компонентов.
В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:
1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4.ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Данная структура соотносится с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие мозга «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое - за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).
Сфера индивидуального
Ученик и последователь
З. Фрейда швейцарский психиатр К. Юнг
предположил наличие в
Неофрейдистское видение
бессознательного наблюдается и
у австрийского психиатра В. Райха,
который вслед за З. Фрейдом биологизирует
бессознательное, рассматривая человека
как природно-социальное существо.
Наиболее видный представитель неофрейдизма
- немецко-американский психолог и социолог
Э. Фромм выступил против биологизации
бессознательного и подверг критике
теорию З. Фрейда за антагонизм между
сущностью человека и культурой
и попытался соединить
В структуре индивидуального
сознания сознательное и
Сознание выполняет ряд функций: активно-отражательную; объяснительную; активно-преобразовательную; коммуникативную; целеполагающую; конструктивно-критическую.
16
Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Преломляясь через общественную практику, общественное сознание реализуется в материальной действительности. Оно может способствовать развитию прогрессивных тенденций, а может препятствовать их осуществлению.
Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер. В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию. К формам общественном сознания относятся - мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.
Обыденный уровень общественного
сознания формируется спонтанно, стихийно
в процессе повседневной практики и
включает в себя наряду с элементами
научного знания, предрассудки, суеверия,
стереотипы сознания. Ряд исследователей
отождествляют обыденное
Общественная психология
выражает эмоционально-чувственное
отношение людей к
Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций.
Многообразие видов
Критериями разграничения форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы и способы отражения, особенности возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе.
Общественное сознание характеризует общее содержание надындивидуального сознания. Господство общественного сознания снижает активность индивидуального сознания. В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи.
4. Сознание и язык.
Сознание неразрывно связано
с языком и возникает одновременно
с ним. Но между сознанием и
языком существуют определенные взаимоотношения.
Язык выступает способом существования
сознания. Связь сознания с языком
проявляется в том, что возникновение
и формирование индивидуального
сознания возможно в том случае,
если человек включен в мир
словесного языка. Вместе с речью
индивид усваивает логику мышления,
начинает рассуждать о мире и о
себе. Чем богаче содержание духовного
мира человека, тем более ему нужно
языковых знаков для его передачи.
Изменение языка является показателем
изменения сознания. Язык - это система
знаков, посредством которых
Языку присущи следующие функции:
Одним из условий возможности
формирования и объективации сознания
индивида является способность посредством
языка заявить о своем
Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.
Одно из главных
направлений развития современного
человека связано с его знаково-