Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:42, контрольная работа
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
· «Идеальное существует только в человеке. Вне человека и помимо него идеального нет». Пользуясь предыдущей цитатой, можно сделать обратный вывод: идеальное - всеобщее сознание (в том смысле, в котором оно обозначено выше - на стыке философии и психологии), т.к. существует только в людях, однако не принадлежит никому из них.
· «Вне сознания существуют подсознательные мотивы действий». Т.о. сознание не единственный рычаг регуляции поступков, что вновь указывает на дуализм природы человека.
· «Мыслит человек с помощью мозга, притом в непосредственном единстве с природой и контакте с нею». Этой фразой Э.В. Ильенков напоминает Д.И. Дубровского, и, казалось бы, должен быть согласен с его концепцией. Однако это не так.
«Позиция Дубровского
Другие философы пытались доказать
связь сознания и космического. У
многих людей возникают предчувствия,
которые значительно опережают
реальные восприятия. Многие чувствуют
опасность в условиях, когда, казалось
бы, ничто о ней не напоминает.
Более сложный пример связан с
тем, что человек часто
Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознавать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.
И все же философы заметили, что
неосознаваемое, в определенной мере
присущее самому сознанию, выходит
за рамки сознания. Так, Платон в
труде «Протагор» свидетельствует
о своем внутреннем голосе, который
он узнавал и которому доверял. Он
всегда к нему прислушивался и
с ним советовался. Его внутренний
голос можно отнести к
2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Существует несколько слов, характеризующих непричастность сознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное, предсознательное - разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.
Изучение феномена бессознательного
уходит в глубокую древность, его
признавали в своей практике врачеватели
самых ранних цивилизаций. Для Платона
признание существования
В область бессознательного входят:
· Психические явления, возникающие
во сне (сновидения). Если посмотреть определение
сна в биологии, то можно прочитать,
что это состояние
· Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.
· Бессознательное запоминание
фактов и событий, сопровождающихся
сильным эмоциональным
· Движения, бывшие в прошлом сознательными,
но благодаря повторению автоматизировавшиеся
и поэтому более
· Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.
· К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Они магут возникать при сильных воздействиях на нервную систему - болезнью, психотропным или галюциногенным веществом.
· Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли (обсессии). Это состояние испытывал каждый человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.
Было бы не верно сказать, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.
Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.
Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное. Есть немало примеров относительно науки, религии и их взаимовлияний. Например, в XIV-XVI вв., в эпоху возрождения, жил и работал ученый Николай Коперник. Про него говорят, «Остановив солнце, двинул землю». Несмотря на качественно новый подход в науке, он был не признан религией, проповедовавшей теорию о Земле как центре Вселенной. За долгие века существования этой выгодной точки зрения, она просто не вызывало сомнений и понималось как само собой разумеющееся. Поскольку религия в то время имела гораздо больше полномочий, то Николая, верному своему открытию, сожгли на костре. Естественно, со временем, взгляды поменялись, и сегодня эта история звучит более чем абсурдно, хотя в то время по - другому и быть не могло. «Истинная религиозная позиция зависит от непоколебимого чувства его ценности, а не от логических доводов» (Джозеф Хендерсон). А Коперник своей научной теорией пытался подорвать её.
Аналогичная ситуация была и при смене религий (крещение Руси, смена язычества на христианство), правящей династии, политики или строя. В таких случаях всё делалось по принципу «Мы старый мир разрушим до основания». После этого начинался период воспитания другого поколения людей с иными культурно - мировоззренческими ценностями. Этот подход характеризуется жестокостью по отношению к людям, варварством по отношению к культурным ценностям, ведь уничтожались тысячи и миллионы людей, разрушались архитектурные памятники, сжигались библиотеки. Уничтожалось всё то, что могло нести хоть крупицу надсознательного.
Такой же подход применялся не только
для уничтожения в физическом
смысле. Например, в Америке был
такой период, когда первой задачей
одного из поколений было разрушить
декадентские формы культуры среднего
класса ХХ века, выставляя на первый
план бессознательные (подавленные) элементы
личности, или, как бы выразился К.
Юнг, «коллективное бессознательное»
Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное - это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.
Представление о многослойности психики человека существовало уже в древневосточной философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э. Гартман и И. Ф. Герберт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К. Г. Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека - это совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения как коллективное бессознательное, руководящее толпой. Особенности толпы были давно раскрыты и использованы как её слабые стороны. Психологию толпы изучали французские социологи Лебон, Тард и Тэн. Они выделили такие черты толпы как:
Информация о работе Сознание и бессознательное в естественных науках