Сознание и бессознательное в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесенности с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть, из бессознательного. Анализируя, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия. Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Содержание

Введение
3
1 Сознание как высшая ступень развития психики
5
2 Бессознательное проявление в психике и поведении человека
9
3 Выявление доминирующего инстинкта
13
Заключение
16
Список использованных источников
18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

     Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3 Выявление доминирующего инстинкта

 

     За сознанием и бессознанием человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет те или иные поступки, оказывает определенное влияние при принятии решения.

     С целью определения доминирующего инстинкта были проведены две методики, разработанные В. И. Гарбузовым: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт, представленный в сознании и ассоциативный тест – для выявления его в бессознательном. Исследование проводилось на 50 испытуемых, 24 из которых студенты 2-го курса психологического факультета и 26 – ученики 11 класса школы-лицея.

     Обратимся к первой методике, выявляющей сознательный доминирующий инстинкт. Итак, согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.      Инстинкты группируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она – базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И, наконец, диада В включает в себя инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.

     Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности. В зависимости от того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. И каждый человек принадлежит к одному из семи типов:

I – “эгофильному”;

II – “генофильному” (от латин. genus – род);

III – “альтруистическому”;

IV – “исследовательскому”;

V – “доминантному”;

VI – “либертофильному”  (от латин. libertas – свобода);

VII – “дигнитофильному”  (от латин. diginitas – достоинство).

Далее приведены краткие  личностные характеристики на основе ведущих качеств в рамках вышеприведенной  типологии.

     “Эгофильный” тип: эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

     “Генофильный” тип: сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.

     “Альтруистический” тип: доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

     “Исследовательский” тип: склонность к исследовательской деятельности, склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.

     “Доминантный” тип: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

     “Либеральный” тип: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению “я”.

     “Дигнитофильный” тип: нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

     Наряду с “чистыми” по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются чаще два типа.

     Теперь обратимся к описанию исследования. Испытуемым предлагалось отметить любым знаком, например знаком “+” наиболее близкие и волнующие их проблемы и утверждения, число которых достигало тридцати пяти. Максимальное количество баллов для элемента каждого типа инстинкта было одинаково и равнялось пяти. Наибольшая сумма указывала на вид доминирующего инстинкта и на типовую принадлежность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

 

     Психика  – это сложное явление, которое  имеет иерархическое строение, а  именно основных 4 уровня: раздражимость,  чувствительность (ощущения), поведение  высших животных (внешне обусловленное), сознание человека (самодетерменированное поведение). Сознание – это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку.    

 Но в психике  человека не только сознательные  процессы, но и процессы которые  не контролируются субъектом,  так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.      

 Обобщая проанализированные  в данной работе литературные  данные, можно сделать следующие  выводы. 

     Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.            

     Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.

     В заключении  отметим, что бессознательное  и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.

     В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованных источников:

 

 

  1. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. - М., 2000.
  2. Фрейд З.Я Я и Оно. - М.: Новый век, 2001.
  3. Альгин А.П. Философия: Учебное пособие, - СПб.:Изд-во СЗАГС, 2007.
  4. Философия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. - М.: Гардарика, 1999.
  6. Патнэм Х. Философия сознания. Перевод с англ. Макеевой Л. Б., 202 Назаровой О. А., Никифорова А. Л.; предисл. Макеевой Л. Б. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  7. А.Е. Щедрин “Психика. Сознание. Бессознательное”, Тбилиси, 1979.
  8. Юнг К. Г. “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.
  9. Юнг К. Психология бессознательного. - М.: Олимп, АСТ, 1998

Информация о работе Сознание и бессознательное в психике человека