Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:29, реферат
Декарт учил, что существуют два рода субстанций - мыслящая, представленная человеческими сознаниями, и телесная. Эти две субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем непространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания
Своей философией И. Кант сделал попытку снять допущенное
упрощение проблемы сознания. По Канту,
и сознание, и бытие соприкасаются, но
не пересекаются. Сознание абсолютно суверенно.
Оно самоорганизуется с помощью априорных
форм субъекта. Хотя Кант и сознавал, что
абсолютная самостоятельность сознания
чревата последствиями. Отсутствие соотнесенности
сознания с реальностью открывает дорогу
заблуждений и иллюзий. Вносит свой вклад
в осмысление природы сознания и Г. Гегель, рассматривая сознание с
позиции историзма, как исторически развивающееся
явление, где переплетаются историческое
и логическое, индивидуальное и родовое.
Сознание, по Гегелю, есть дух, который
проходит свое становление и развитие
в интервале от бездуховного до абсолютного
самовыражения и самопознания. Гегелю
принадлежит и мысль о формировании сознания
в практической деятельности. В целом,
во взглядах на природу и сущность сознания
Гегель реализовал свою «триадичность».
Он (по собственному признанию Гегеля)
ничего не упустил из философии Платона,
не оставил без внимания и вклад Ф. Бэкона,
Р. Декарта. В своих взглядах на сознание
он соединил и рефлексию сознания, и его
операциональность. Тем самым Гегель подготовил
условия для формирования еще одной важной
характеристики сознания - его практики.Головной мозг представляет собой наивысший
уровень структурно организованного бытия
в мире. Мозг составляет основание психических
процессов. С помощью мозга и на его основе
формируется сознание и осуществляется
духовная жизнь человека, складывается
его отношение к миру. Врожденные пороки
мозга приводят к тому, что больные не
могут организовывать свое поведение.
Они лишены самоконтроля, легко отвлекаются.
У них снижен порог инициативы, отсутствует
творческое воображение и способность
к абстрагированию. В процессе исследований
установлено, что мозг дифференцирован
на различные участки, обладающие функциональными
особенностями. Психические функции оказываются
в зависимости от состояния определенных
участков мозга, а сам мозг представляет
собой систему подсистем. В нем есть блок,
отвечающий за обмен веществ и регуляцию
организма в целом. Есть блок, который
обеспечивает получение, переработку
и хранение информации. Наконец, есть блок,
отвечающий за проектирование и осуществление
действия. Речь идет о создании принципиально
новой реальности. Рассудочная деятельность
животных обеспечивается функционированием
первой сигнальной системы, и поэтому
она ограничена ощущениями, восприятиями,
простейшими представлениями. Что касается
рассудочной деятельности человека, то
она обеспечивается не только 1-й, но и
2-й сигнальной системой, единством эмпирического
и рационального опыта. Посему животное
успешно реализует только одну функцию
сознания - способность отражать среду
своего обитания на феноменальном уровне.
И делает это подчас лучше человека, рождая
миф о большей разумности, чем разумность
человека. Но объяснение этому явлению
следует искать в многократном повторении
репродуктивной деятельности на уровне
безусловного рефлекса. Что касается человека,
то его сознание способно отражать мир
и на феноменальном, и на сущностном уровне.
Это позволяет человеку не только иметь
адекватное представление о мире, но и
творить (пересозидать) мир по мере необходимости.
Мыслящее сознание обнаруживает себя
на уровне рассудка и разума и является
прерогативой только человека. Рассудок
- это низшая ступень логического освоения
реального мира. Он ориентирован на практическую
пользу с позиции здравого смысла. По Канту,
рассудок - это познавательная способность,
обеспечивающая возможность постижения
общего средствами категориального освоения
отраженного объекта. Разум - высшая ступень
логического понимания. Он оперирует широкими
обобщениями и ориентирован на постижение
истины как адекватного отражения объектов
бытия в мире на уровне их сущности, а не
явления.
В историко-философской традиции модели сознания, как правило, строились на
сенсуалистических или рациональных основаниях.
Считалось, что в сознании доминируют
перцептивные (воспринимающие) или мыслительные
акты. Что касается эмоций, воли и памяти
как определенного выражения сущностных
сил человека, то они либо не принимались
во внимание, либо им отводилась роль вспомогательного
значения.Такое понимание структуризации
сознания получило существенную редакцию
в европейской философии. Лингвистическое крыло позитивизма объявляет сущностные силы
человека несостоятельными, ибо они не
подлежат верификации, и выстраивает структуру
сознания с помощью логико-лингвистических
средств. В этой структуре находят свое
выражение только перцептивные и мыслительные
процессы. В противовес позитивизму, представителиэкзистенционализм
22222Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.
Основные свойства отражения: неживая
природа:
а) в результате отражения свойства отражаемого объекта
передаются отражающему в виде следа,
копии или отпечатка
б) воздействие одного объекта на другой
не стимулирует активности этих объектов;
живая природа:
а) отражение активно;
б) оно всегда целенаправленно;
в) оно может носить опережающий характер;
г)оно несет функциональный характер.
Общие свойства отражения а) оно воспроизводит
свойства отражаемого объекта лишь частично;
б) упорядоченность отражаемого объекта
воспроизводится с большими или меньшими
искажениями.
Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется.
В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга.
У человека происходит качественный скачок и возникает сознание. Сознание-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использользованию, которое происходит лишь в процессе общения.
Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление.С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком.
Сознание существует в 2 формах общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон:тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство:разум человека,его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума.
Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения.Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность,определяя и регулируя ее.
Формы общественного сознания:
1) Политическое - совокупность полит.доктрин,
концепций, программ, взглядов и представлений.
Возникает вместе с появлением классов,
но оказывает сильнейшее влияние
на др. формы общественного сознания, в
т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает
коренные интересы различных больших
социальных групп.
2) Право - совокупность норм и правил поведения
людей, утвержденных государством.
3) Мораль - совокупность норм поведения,
не установленных государством. (обеспечиваются
традициями, общественным мнением, авторитетом
всего общества).
4) Художественное - духовная деятельность
людей в сфере культурной жизни, которая
затрагивает какие-то струны души, волнует,
вызывает раздумья, доставляет удовольствие
или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)
5) Религиозное - религиозные верования
в духовной жизни общества.
6) Наука - научные представления.