Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности.

Содержание

Введение
2. Сознание
2.1.Понятие сознания и его определение
2.2.Отличительные черты психики и сознания
2.3.Структура и источники сознания
2.4.Функции сознания
2.5.Активность сознания
2.6.Общественная природа сознания
3. Самосознание
3.1.Понятие самосознания
3.2.Структура и формы самосознания
3.3.Предметность и рефлективность самосознания
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Аня Гончаренко.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА: СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

 

 

 

 

Студентки 2-го курса

Гончаренко  А.Ю.

Специальность: «Бухгалтерский учет,

анализ и  аудит.»

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Содержание.

1. Введение 

2. Сознание 

2.1.Понятие сознания и его  определение 

2.2.Отличительные черты психики и сознания

2.3.Структура и источники сознания 

2.4.Функции сознания 

2.5.Активность сознания 

2.6.Общественная природа сознания 

3. Самосознание 

3.1.Понятие самосознания 

3.2.Структура и формы самосознания 

3.3.Предметность и рефлективность  самосознания 

4. Заключение

5. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение 

 Человеческое сознание является  сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания  делает его объектом изучения  множества наук, среди которых  философия. Проблема сознания  всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в  мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что те или иные подходы  к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения  к бытию затрагивают исходные  мировоззренческие и методологические  установки любого философского  направления. Естественно, что  подходы эти бывают разные, но  все они, по существу, всегда  имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

 

2. Сознание 

2.1. Понятие сознания  и его определение 

 

 Психика есть способность  живых существ создавать чувственные  и обобщённые образы внешней  действительности и реагировать  на эти отображения сообразно  своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.  Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

 Перейдем к вопросу к вопросу  о том, чем определяется, обусловливается  возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот  процесс, называют детерминантами  или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

 Природа в процессе органической  эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой, как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

 Сознание детерминировано не  только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено  еще действию законов нейрофизиологии  и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При  этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том  смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

 Содержание и форма сознания  не вполне идентичны. Сознание  человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит  на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и  того материала, на котором  этот снимок отпечатывается, и  свойств того аппарата, которым  этот снимок сделан. Сознание  это не только субъективно-психологическое  явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

 В отдельных областях сознания  последнее подчиняется также  и более специальным законам.  Так, в области познания оно  совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна  правильная обработка полученного  материала наблюдений и экспериментов.  В области явлений, ориентация  в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии  со спецификой каждой из этих  областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность  людей подчинена закономерностям.  Действие всех указанных групп  законов, выражающих сложный характер  детерминации сознания, осуществляется  в их неразрывной связи и  взаимопереплетении. Однако эта  нераздельность не означает потери  каждой из этих групп своей  самостоятельности и специфичности.  Поэтому мы, например, различаем  рабочего:

 а) как производительную силу, как природную «машину», производящую  продукт; 

 б) как члена общества, т.  е. как социальную единицу 

 в) как психологический, разумно-эмоциональный  комплекс в отличие от машины,на которой он работает.

 Как же можно определить  сознание?

 Сознание — это высшая, свойственная  только людям и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном  отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий  и предвидении их результатов,  в разумном регулировании и  самоконтролировании поведения  человека.

2.2. Отличительные черты  психики и сознания 

 Особенности человеческой психики  и сознания в большой степени  также проблема философская и  социологическая. При исследовании  этих последних сторон сознания  необходимо, учитывать достижения  естественных и психологических  наук о человеке, исправлять или  конкретизировать уже утвердившиеся  положения на основе новых  данных этих наук. Не только  познание, т. е. определенная функция  сознания, но и сознание в целом  включают в себя две ступени,  или формы, — чувственную и  рациональную.

 Особенности человеческого  сознания проявляются как на  первой, так и на второй ступени,  а также в соотноше­ниях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека.

 Второй особенностью следует  считать большую роль в жизнедеятельности  человека рациональной формы  со­знания сравнительно с чувственной. Все развитие культуры вело не только к тому, что действия человека ста­новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

 Третья особенность сознания  человека заключается в совершенствовании  качества этой рациональной ступени,  состоящей: 

а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;

 б) в уменьшении роли в  них чувственного элемента;

 в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического приложения.

 Указанные тенденции характеризуют  не только отличие мышления  человека сравнительно с животными,  но и сопутствуют развитию  цивилизации. Научное мышление  очищает сознание от иллюзий  и предрассудков, порождаемых  невежеством и поверхностными  обобщениями, 

 Четвертая особенность сознания  связана с развитием у человека  особых, новых сравнительно с  животными форм рационального  познания: понятийного мышления  и связанной с ним членораздельной  речи, оценочного мышления и целевого  характера мышления и поведения. Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку.

 Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще­ственное сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.

 

 

2.3. Структура и источники  сознания 

 Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под  ним имеют в виду психическое  отражение действительности независимо  от того, на каком уровне оно  осуществляется — биологическом  или социальном, чувственном или  рациональном. В более узком и  специальном значении под сознанием  подразумевают не просто психическое  состояние, а высшую, собственно  человеческую форму психического  отражения действительности. Создание  здесь структурно организовано, представляет собой целостную  систему, состоящую из различных  элементов, находящихся между  собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее  отчетливо выделяются прежде  всего такие моменты как осознание  вещей, а также переживание,  т.е. определенное отноше­ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям.

Информация о работе Сознание и самосознание