РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
Студентки 2-го
курса
Гончаренко
А.Ю.
Специальность: «Бухгалтерский
учет,
анализ и
аудит.»
Санкт-Петербург
2012
г.
Содержание.
1. Введение
2. Сознание
2.1.Понятие сознания и его
определение
2.2.Отличительные черты психики и сознания
2.3.Структура и источники сознания
2.4.Функции сознания
2.5.Активность сознания
2.6.Общественная природа сознания
3. Самосознание
3.1.Понятие самосознания
3.2.Структура и формы самосознания
3.3.Предметность и рефлективность
самосознания
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Введение
Человеческое сознание является
сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания
делает его объектом изучения
множества наук, среди которых
философия. Проблема сознания
всегда привлекала пристальное
внимание философов, ибо определение
места и роли человека в
мире, специфики его взаимоотношений
с окружающей действительностью
предполагает выяснение природы
человеческого сознания. Для философии
эта проблема важна и потому,
что те или иные подходы
к вопросу о сущности сознания,
о характере его отношения
к бытию затрагивают исходные
мировоззренческие и методологические
установки любого философского
направления. Естественно, что
подходы эти бывают разные, но
все они, по существу, всегда
имеют дело с единой проблемой: анализом
сознания как специфически человеческой
формы регуляции взаимодействия человека
с действительностью. Эта форма характеризуется,
прежде всего выделением человека как
своеобразной реальности, как носителя
особых способов взаимодействия с окружающим
миром, включая управление им. Такое понимание
природы сознания предполагает очень
широкий спектр вопросов, который делается
предметом исследования не только философии,
но и специальных гуманитарных и естественных
наук: социологии, психологии, языкознания,
педагогики, физиологии высшей нервной
деятельности, а в настоящее время и информатики,
кибернетики. Рассмотрение отдельных
аспектов сознания в рамках этих дисциплин
всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую
позицию в трактовке сознания. Центральным
философским вопросом всегда был и остается
вопрос об отношении сознания к бытию,
вопрос о тех возможностях, которые предоставляет
человеку сознание, и о той ответственности,
которую возлагает сознание на человека.
Вторичность сознания по отношению к бытию
означает, что бытие выступает как более
широкая система, внутри которой сознание
является специфическим условием, средством,
предпосылкой, «механизмом» вписывания
человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения,
регуляции и управления отношением людей
к окружающей действительности, к самим
себе и своим способам общения, которые
возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно
не только отражает, но и творит мир. Сознание
с самого начала является общественным
продуктом. Оно возникает и развивается
только в совместной деятельности людей
в процессе их труда и общения.
2. Сознание
2.1. Понятие сознания
и его определение
Психика есть способность
живых существ создавать чувственные
и обобщённые образы внешней
действительности и реагировать
на эти отображения сообразно
своим потребностям, а у человека также
соответственно его интересам, целям и
идеалам. Сознание является частью
психики, ибо в ней происходят не только
сознательные, но и подсознательные и
бессознательные процессы. Сознательными
называются такие психические явления
и действия человека, которые проходят
через его разум и волю, опосредуются ими,
которые, следовательно, совершаются со
знанием того, что он делает, мыслит или
чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу
о том, чем определяется, обусловливается
возникновение и развитие сознания.
Факторы, которые определяют этот
процесс, называют детерминантами
или детерминаторами. Внешними детерминаторами
сознания являются природа и общество.
Сознание присуще лишь человеку, возникает
и развивается лишь в условиях общественной
жизни. Однако оно обусловлено не только
социально. Внешняя действительность
для животного — природа; для человека
— природа и общество. Поэтому сознание
человека детерминировано внешними факторами
двояко: явлениями и законами природы
и общественных отношений. В содержание
сознания входят мысли о природе и обществе
(а также о людях как природных и общественных
существах).
Природа в процессе органической
эволюции создала ту анатомическую и
физиологическую систему, без коей невозможно
сознание, как продукт действия этой «машины».
Но природа детерминирует сознание не
только генетически, создав предпосылки
сознания. Она действует и в условиях общества,
формируя вторую сигнальную систему действительности
и изменяя характер действия рецепторов
и анализаторов сообразно условиям общественной
жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы
сознания созданы и изменяются природой,
как в условиях животного, так и человеческого
существования. Хотя физиологическая
основа сознания и ее механизмы и не входят
в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность
мыслей и чувств, которая в нем содержится,
однако это содержание обусловливается
и определяется не только характером внешних
явлений, но и устройством воспринимающего
их аппарата. Образ внешнего мира отличается
от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло
в условиях общественной жизни. Лишь в
последних условиях развился человеческий
разум и его контроль над волей. Именно
общественная жизнь, основанная на труде,
создала человека с его сознанием. Таким
образом, говоря о сознании как единстве
двух детерминации, мы имеем в виду органический
и неразрывный комплекс двоякого рода
факторов, определивших и определяющих
развитие психики человека, факторов,
действовавших не порознь, а в единстве
и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь
человеческим сознанием, мы все время
будем иметь в виду не только факторы чисто
социальные, т. е. сверхличные, но и факторы
биологические, подвластные в полной мере
законам органической природы, а также
факторы психологические, подвластные
двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не
только действием внешних факторов.
Сознание человека подчинено
еще действию законов нейрофизиологии
и психологии (общей и социальной),
т. е. имеет еще и внутреннюю,
психофизическую детерминацию. При
этом физиологическая обусловленность
сознания, будучи внутренней, в том
смысле, что она осуществляется внутри
организма, является объективной, материальной,
а психологическая детерминация имеет
субъективный, идеальный характер. Внешняя
детерминация — воздействие на сознание
объективного мира, природы и общества
— является первичной, а внутренняя, психофизиологическая
обусловленность — вторичной. Если содержание
сознания определяется внешними факторами,
то, с другой стороны, все явления психики
и сознания протекают в тех формах, которые
фиксируются законами и категориями физиологической
и психологической наук. Это ощущения,
восприятия и представления, мысли, эмоции,
чувства, Память, воображение и пр. Психологические
формы — это как бы соединяющиеся сосуды,
в которых «переливается» все содержание
сознания. По своей форме сознание не выходит
за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания
не вполне идентичны. Сознание
человека есть отражение действительности,
ее образ. Всякий образ носит
на себе отпечаток как того,
что в нем отражается, так и
того материала, на котором
этот снимок отпечатывается, и
свойств того аппарата, которым
этот снимок сделан. Сознание
это не только субъективно-психологическое
явление, а единство объективного
и субъективного на основе объективного.
Оно имеет объективное содержание, прошедшее
через различные психологические «сита»,
«экраны», в виде установок и ориентации,
налагаемых общественным положением человека
и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания
последнее подчиняется также
и более специальным законам.
Так, в области познания оно
совершается по законам логики,
без соблюдения которых невозможна
правильная обработка полученного
материала наблюдений и экспериментов.
В области явлений, ориентация
в которых связана с оценками
(политика, идеология, этика, эстетика,
право), сознание действует в соответствии
со спецификой каждой из этих
областей. Вся умственная, познавательная,
идеологическая и оценочная деятельность
людей подчинена закономерностям.
Действие всех указанных групп
законов, выражающих сложный характер
детерминации сознания, осуществляется
в их неразрывной связи и
взаимопереплетении. Однако эта
нераздельность не означает потери
каждой из этих групп своей
самостоятельности и специфичности.
Поэтому мы, например, различаем
рабочего:
а) как производительную силу,
как природную «машину», производящую
продукт;
б) как члена общества, т.
е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный
комплекс в отличие от машины,на
которой он работает.
Как же можно определить
сознание?
Сознание — это высшая, свойственная
только людям и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий
и предвидении их результатов,
в разумном регулировании и
самоконтролировании поведения
человека.
2.2. Отличительные черты
психики и сознания
Особенности человеческой психики
и сознания в большой степени
также проблема философская и
социологическая. При исследовании
этих последних сторон сознания
необходимо, учитывать достижения
естественных и психологических
наук о человеке, исправлять или
конкретизировать уже утвердившиеся
положения на основе новых
данных этих наук. Не только
познание, т. е. определенная функция
сознания, но и сознание в целом
включают в себя две ступени,
или формы, — чувственную и
рациональную.
Особенности человеческого
сознания проявляются как на
первой, так и на второй ступени,
а также в соотношениях и в «удельном
весе» этих двух форм. Обычное представление,
что сознание человека отличается от психики
животных лишь развитием рациональной
ступени, является, с нашей точки зрения,
неполным, недостаточным. Эти отличия
имеются и в чувственности. С одной стороны,
ряд живых существ обладает такими органами
чувств или таким развитием общих с человеком
анализаторов, которые отсутствуют или
неразвиты у человека; с другой стороны,
чувственная форма или сторона сознания
человека как результат навыков, воспитания,
культуры и техники стоит на несравнимо
более высоком уровне, чем чувственность
животных. Глаз художника, ухо музыканта,
чувства современного человека, вооруженного
микроскопом и телескопом, сейсмографом,
средствами видения в темноте, на больших
расстояниях и т. д., знают о вещах и их
свойствах несравненно больше, чем органы
чувств животных, несмотря на специфическое
развитие некоторых из этих органов у
последних. Это обстоятельство следует,
как нам кажется, считать первой отличительной
особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует
считать большую роль в жизнедеятельности
человека рациональной формы
сознания сравнительно с чувственной.
Все развитие культуры вело не только
к тому, что действия человека становились
все более разумными, не непосредственно
импульсивными, а обдуманными, но и к тому,
что сама чувственность обрабатывалась,
меняя свое животное лицо, и теряла свое
господство в сознании, подчиняясь рациональному
началу.
Третья особенность сознания
человека заключается в совершенствовании
качества этой рациональной ступени,
состоящей:
а) в развитии все большей широты
и абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в
них чувственного элемента;
в) во все большем отходе абстракций
от непосредственного практического
приложения.
Указанные тенденции характеризуют
не только отличие мышления
человека сравнительно с животными,
но и сопутствуют развитию
цивилизации. Научное мышление
очищает сознание от иллюзий
и предрассудков, порождаемых
невежеством и поверхностными
обобщениями,
Четвертая особенность сознания
связана с развитием у человека
особых, новых сравнительно с
животными форм рационального
познания: понятийного мышления
и связанной с ним членораздельной
речи, оценочного мышления и целевого
характера мышления и поведения. Эти особенности
человеческого сознания также имеют свои
предпосылки в животном мире. Но в своей
развитой форме они присущи лишь человеку.
Отличительной особенностью сознания
человека является, наконец, развитие
общественного сознания, его сторон и
форм: общественной психологии, идеологии,
науки, искусства, морали, религии, философии.
Общественное сознание есть не только
достояние всего человечества, но и входит
в содержание сознания каждого человека.
2.3. Структура и источники
сознания
Понятие «сознание» неоднозначно.
В широком смысле слова под
ним имеют в виду психическое
отражение действительности независимо
от того, на каком уровне оно
осуществляется — биологическом
или социальном, чувственном или
рациональном. В более узком и
специальном значении под сознанием
подразумевают не просто психическое
состояние, а высшую, собственно
человеческую форму психического
отражения действительности. Создание
здесь структурно организовано,
представляет собой целостную
систему, состоящую из различных
элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания наиболее
отчетливо выделяются прежде
всего такие моменты как осознание
вещей, а также переживание,
т.е. определенное отношение к содержанию
того что отражается. Развитие сознания
предполагает прежде всего обогащение
его новыми знаниями об окружающем мире
и самом человеке. Познание, осознание
вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности
понимания. 0тсюда обыденное, научное,
философское, эстетическое, религиозное
осознание мира, а также чувственный и.
рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно, благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя
собственно чувства, представляющие собой
отношения к внешним воздействиям.