Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:35, реферат
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать физические процессы от психических, материальное от идеального, выработали представление о «духе» и «душе». Интерес к этой фундаментальной философской проблеме усиливается с годами. Это объясняется тем, что сознание очень тесно связано с самим человеком. Феномены сферы сознания, такие, как эмоции, восприятия, воля, мышление, целеполагание и т. п. включены в человеческое бытие, а так же во всё многообразие его сущностных определений, таких, как экзистенция, деятельность, творчество и др.
Введение 3
Основные свойства и структура сознания 4
Понятие сознания 4
Структура сознания 4
Функции сознания 10
Сознание как философская проблема 12
Проблемы сознания в интерпретации известных мыслителей 12
Отношение сознания к материи 13
Философские теории сознания 17
Заключение 21
Библиографический список 22
Сознание как философская проблема
Как уже было отмечено, Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать физические процессы от психических, материальное от идеального, выработали представление о «духе» и «душе».
Проблемы сознания в интерпретации известных мыслителей
В религиозной и идеалистической философии «дух» является перводвигателем космоса, мира и человека, а так же их формообразующее начало. Такого мнения придерживались такие мыслители, как Аристотель, Платон, Гегель, И.А. Ильин.
Согласно учениям Аристотеля, душа является активной и целесообразной формой живого тела. Декарт считал душу за внутренний духовный мир человека. Вольтер отождествлял душу со способностью чувствовать и думать, а у Гегеля душа являлась первичной формой субъективного духа.
Согласно учениям сторонников материалистической философии, дух является противоположностью природы. Он воплощается в действия через волевые усилия, т.е. является реализацией замыслов человека, его идеалов. Душа, в свою очередь, это начало, индивидуализирующее человека. Душа это своего рода комплекс эмоциональных реакций на внешнюю, окружающую нас действительность. Она характеризует человеческие переживания межличностных действий и отношений. Вместе дух и душа образовывают духовность:
а) нематериальное (вера, знания, чувства и т.п.), но основанное на материальном;
б) идеальные аспекты
Платон был первым, кто подступился к решению проблемы сознания, заметив при этом несовпадение идеальных мира повседневных явлений с формами содержания сознания. Античные философы, сторонники материализма, высказали свои догадки по поводу принципиальной невозможности сведения идеальных процессов к метаморфозам воздуха, атомов, огня или к другим физическим моделям.
Отношение сознания к материи
Идеальное сознание в своем отношении к материи может быть представлено в таких философских позициях, как:
1. Позиция субъективных идеалистов. Они рассматривали сознание, в качестве врожденного идеального свойства души человека. Абсолютизированы такие свойства сознания как активность, абстрактность и субъективность.
2. Так же, согласно позиции объективных идеалистов, объективное идеальное- основа материальных явлений. Тем самым можно утвердить направленность сознания на определенный объект. В средневековье, обострение потребности людей обращать внимание на свои проблемы и переживания направило сознание не только на внешний, но и на внутренний духовный мир человека, обогащая и расширяя при этом содержание сознания. Поэтому мистические элементы сознания уменьшались, и все больше утверждались логические правила. Основы отождествления предметно-логического содержания с сознанием основаны Р. Декартом. Сознание в Новое время развивалось как воображение, которое было нацелено на улучшение мира, общества и всего человечества. Гегель отождествлял сознание с социально-историческим явлением. Он считал, что формы развития духовной жизни и культуры соотносятся с определенными ступенями динамики сознания. Апогея этого движения в индивидуальном и историческом плане - это освоение языка философии, т.е. понятий.
3. Согласно учениям В.С.Соловьева, божественный разум – творец человека и природы, поэтому сознание теологизируется религиозной философией.
4. В древности духовные процессы рассматривались Демокритом с позиции атомистики. Эпикур в свое время считал, что душа, состоящая из тонких частиц, которые рассеяны по всему организму человека, похожа на ветер, примешанному к теплоте. А сторонники вульгарного материализма, такие как К.Фохт, П.Кабанис, Л.Бюхнер и др., полагали, что психическое и физическое являются единой материей, и, что работа головного мозга человека заключается в производстве мыслей и идей, точно так же как иные органы человека осуществляют свою работу. В XX в. направление, которое отождествляет физические процессы и сознание, опиралось на успехи моделирования «искусственного интеллекта», воздействия фармакологических средств на здоровье и психику человека и т.д.
5. Концепция вульгарных материалистов не является тождественной «материалистической линии» в определении понятия сознания. Сознание зависимо не только от человеческого тела, оно зависимости от воздействия на него окружающих нас вещей.
6. К середине XIX в. социально-экономическое давление на сферы жизни людей позволило Ф.Энгельсу и К.Марксу подчеркнуть первичность экономического интереса, т.е. сформулировать детерминированность социального сознания формами материи. Классики марксизма анализировали сознание как результат социального и исторического развития индивида, а так же развитие его практической деятельности.
Такие мыслители как Т.Лири, М.Талбот, Ч.Гарт считали, что сознание – это космическое образование. О. Рейзер в своей гипотезе рассматривал галактику, находившуюся в резонансе с мозгом, которая порождает психосферу, и строит структуру мышления человека с помощью магнитогидравлических волн.
Не менее распространенным считается подход Д.Дидро, Л.Фейерваха, согласно которому сознание является высшим продуктом развития материи и идеальным свойством мозга человека, а русские исследователи А.И. Веденский, И.П. Павлов и И.М.Сеченов доказали то, что психическое и физиологическое нельзя разделить.
«Удельный вес» какого-либо мышления у разных народностей и национальностей различен. Аналитическое, дискретное, логико-знаковое и отвлеченное мышление обеспечивает непротиворечивый анализ явлений и предметов по какому-то числу признаков, а так же может выяснять причинно-следственные отношения между членами общества, вещами и явлениями. Этот тип мышления, выбирая только некоторые признаки и связи в мире вещей, объединяет отображаемый им мир. Образный тип мышления, «схватывает» полностью и целиком свойства и взаимосвязи объектов, а так же улавливает огромное количество отношений в мире предметов и явлений. Но, несмотря на это, данный тип мышления реагирует на противоречивость суждений и на последовательность мыслей в процессе рассуждения, меньше, чем понятийный типа мышления.
Человек, являясь носителем сознания, создает объекты, которые раньше не существовали в материальном мире. При этом, нельзя сказать, что он творит только материальные объекты, так же человеку свойственно творить модели собственного сознания, т.е. машины с искусственным интеллектом. Многие физики, такие как Вигнер и Паули, осознавая огромную роль сознания человека, приходили к выводу о том, что квантовая механика несовместна с материализмом. Более корректна точка зрения о том, что самые глубокие слои сознания находятся на границе между идеализмом и материализмом, и тем самым, связывают два этих направления философии. С позиции материалистической философии, материя- первична, а сознание- вторично по физиологической основе, по содержанию и по происхождению. Мысль – это моделирование определенных ситуаций, которые происходят в материальном мире. Мысль, «играя» не использует непосредственно сами материальные объекты, она использует абстракции этих объектов, формирующихся в носителе сознания- человеческом мозге. Мысль не может существовать без материи. Противоположность сознания и материи абсолютна, т.к. материя относительна и первична, а так, как сознание и материя – едины, то оно является побудительным мотивом поведения человека.
Выделяют ряд рациональных идей
в эволюции взглядов на понятие сознания.
Основные из них заключаются в
выделении понятия идеального в качестве
противоположности чувственно-предметному
и материальному; признание сознания активной
деятельной силой(особенно в философии
идеалистов); постановка вопроса о социальной
и исторической основе сознания, о том,
что сознание является результатом развития
деятельности человека, изменения людьми
действительности, утверждение принципа
диалектики; утверждение о том, что психика
человека зависима от его тела и выработка
качественной специфики мышления; сознание
– это не противоположности понятия материи,
это духовный регулятор ее саморазвития
с помощью человека, т.е. мир – отношение
между космосом и человеком.
Философские теории сознания
Философия, пытается ответить на два главных вопроса о понятии сознания: как с этим понятием связана физическая реальность и, прежде всего, тело, и какова сама природа сознания. Проблема сознания впервые была сформулирована в явной форме Декартом, впоследствии к этому понятию проявляли широкий интерес сторонники новоевропейской философии, а так же сторонники различных философских традиций, наподобие аналитической философии и феноменологии. Среди основных философских теорий сознания можно различать следующие:
Дуализм
Дуализм - это теория о существовании двух разновидностей субстанций: физические объекты и сознание. Наиболее ярким представителем данной теории является Р.Декарт, утверждавший, что человек – это мыслящая субстанция, которая способна усомниться во всем существовании, кроме собственного сознания. Таким образом он доказывал, что сознание – несводимо к физическому миру.
Дуализм тела и душ — это точка зрения, согласно которой материя, т.е. физическое тело и сознание, т.е. дух, представляют собой две взаимодополняющие, и схожие по значению субстанции.
Платон так же был основоположником данной теории сознания. Он считал, что тело смертно, потому что оно принадлежит материальному миру, в то же время душа – это часть мира идей и она бессмертна. Мыслитель утверждал, что душа и тело временно привязаны друг к другу до момента смерти тела, после этого душа возвращается обратно, в свой мир. Душа, не существует во времени и пространстве, в отличие от тела, это и дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.
Из современных представителей дуализма наиболее известным является Дэвид Чалмерс, который называет свою идею – натуралистическим дуализмом, настаивая на природе сознательного опыта, несводимого к физическим свойствам, несмотря на то что по всем законам природы, он зависим от них. Чалмерс утверждает, что психофизические законы являются дополнением к физическим законам.
Логический бихевиоризм
Логический бихевиоризм — это теория о том, что пребывать в психическом состоянии значит быть в бихевиоральном состоянии, т.е. либо осуществлять какое-либо поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм тесно связан с психологическим бихевиоризмом, но при этом, их стоит различать. В психологии бихевиоризм - это метод для исследования человеческих существ, но этот метод не пытается решить проблемы философии относительно соотношения тела и сознания и природы сознания в целом. Наиболее знаменитыми представителями логического бихевиоризма являются Гемпель и Райл. Данная концепция направлена на опровержение декартовского дуализма, т.к. он противоречит тезису единства науки.
Идеализм
Идеализм — это концепция, основанная на существовании только одного знания. Идеалисты считают, что объекты физического мира не способны существовать без их восприятия.
Впоследствии этот тезис подробно был развит таким мыслителем, как Джордж Беркли, утверждавшим, что «быть – значит быть воспринимаемым».
Индуизм
В индуизме сознание сопоставляется с Пурушей, т.е. с безмолвным высшим свидетелем, наблюдавшим за действиями Пракрити, т.е. материальной природы. Сознание души склонно к ошибочному отождествлению материального тела с собой.
Материализм
Материализм - теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Для материалистов сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Сторонники данной теории , доказывая, что поведение – это не сознание, критикуют как идеалистов и дуалистов, так и бихевиористов,. Наиболее яркими представителями данной теории являются Ф.Энгельс, Д.Армстронг и др.
Функционализм
Функционализм
— это теория, согласно которой
находиться в психическом состоянии
значит находиться в функциональном
состоянии, то есть выполнять некоторую
определённую функцию. С точки зрения
функционалистов сознание относится
к мозгу так же, как, например,
функция показывать время соотносится
с конкретным физическим устройством
часов. Функционализм занимает критическую
позицию по отношению к материализму,
так как отрицает необходимую
связь между сознанием и
Двухаспектная теория
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.
Феноменологическая теория
Феноменология
представляет собой попытку