Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:34, реферат
СОКРАТ (Socrates) из Афин (469-399 до н. э.), античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после- Сократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 вв. к натурфилософии (ср. устоявшийся термин для этого периода: "досократики"), а последующего поколения софистов 5 в. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.
Введение
1. Личность Сократа ……………………………………………………..4
2. Философские взгляды Сократа……………………………………….5
1. Этический рационализм Сократа……………………….5
2. Источники. Проблема достоверности ………………….7
3. Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа…....9
4. Смерть Сократа………………………………………………………..10
1. Посмертные легенды …………………………………...11
5. Заключение……………………………………………………………12
6. Список используемой литературы ………………………………….13
После смерти Сократа
во множестве возникли сократические
школы, основанные его учениками, появляется
жанр сократического диалога, персонажем
которого неизменно является Сократ,
и «воспоминаний» о Сократе. Ученики
хотели рассказать о личности Сократа
людям, не имевшими возможность его
знать при жизни, и понять, какое
значение может иметь его жизнь
для тех, кто его никогда не
увидит. Для всей этой литературы была
характерна типизации персонажей, их
личных качеств и всех происходящих
с ними событий, так что в результате
имеющийся перед нами облик Сократа
хотя исторически малодостоверен, зато
интересен как уникальный историко-культурный
миф, к которому обращались все новые поколения
философов: «Сократ первый показал, что
во всякое время и во всяком возрасте,
что бы с нами ни происходило и что бы мы
ни делали, — в жизни всегда есть место
философии» .
1.2. Источники. Проблема
Сократ был
сыном ваятеля, все свободное время жизни
проводил в беседах с приезжими софистами
и афинянами на темы, ставшие традиционными
для софистической практики: что добро
и что зло, что прекрасно, а что безобразно,
что добродетель и что порок, можно ли
научиться быть хорошим и как приобретается знание.
Об этих беседах мы знаем в основном благодаря
двум авторам — Ксенофонту и Платону.
Кроме их сочинений имеются также: фрагменты
и свидетельства о содержании «сократических
диалогов» других сократиков — Эсхина,
Федона, Антисфена, Евклида,
Аристиппа; пародийное изображение Сократа
в комедии Аристофана «Облака» (поставлена
в 423 до н. э.) и ряд замечаний о Сократе
у Аристотеля, родившегося поколением
после его казни. Проблема достоверности
изображения личности Сократа в сохранившихся
произведениях — ключевой вопрос всех
исследований о нем.
Софизм был
одним из родоначальников философской
диалектики, понимаемой как нахождение
истины при помощи бесед, т. е. постановки
определённых вопросов и методического
нахождения ответов на них. Карл Маркс назвал софизм «олицетворением
философии», «воплощённой философией».
На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, отдается «Апологии Сократа» и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере три особенности сократовой философии:
1) ее разговорный («диалектический») характер;
2) определение понятий путем индукции;
3) этический
рационализм, выражаемый
Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым, он расспрашивает обо всем других. Свой метод собеседования он называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.
В ходе своих
майевтических бесед Сократ обыкновенно
прибегал к методу «наведения»: начиная
с самых привычных и обыденных
примеров, он старался подвести собеседника
к определению обсуждаемого понятия,
то есть ответить на вопрос: «что есть?»
От красивых вещей он предлагал перейти
к обсуждению того, что есть красота,
от мужественных поступков — к
тому, что есть мужество и т. д. Как
правило, темы его бесед относились
к этической проблематике.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских
интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию
сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое
добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того,
чтобы быть добродетельным,
необходимо знать добродетель как
таковую, как "всеобщее", служащее
основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения
"всеобщего" должен был, по мысли
Сократа, способствовать
его особый философский метод.
"Сократский" метод, имевший
своей задачей обнаружение "истины"
путем беседы, спора, полемики,
явился источником идеалистической
"диалектики". "Под диалектикой
понимали в древности искусство
добиться истины путем раскрытия
противоречий в суждении
противника и преодоления этих
противоречии. В древности
некоторые философы считали, что раскрытие
противоречий в мышлении и
столкновение противоположных мнений
является лучшим средством
обнаружения истины".
Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части "сократического" метода: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию. "Сократический" метод - это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей
целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии"
служила "майевтика"
- "повивальное искусство" Сократа
(намек на профессию его матери).
Сократ хотел этим сказать, что он
помогает своим слушателям родиться
к новой жизни, к познанию "всеобщего"
как основы истинной морали.
Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в
нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения".
После поражения
Афин в многолетней
Хотя Сократ
никак не сотрудничал со
Обвинителей
было трое: молодой поэт Мелет, владелец
кожевенных матерских Анит и оратор Ликон;
текст обвинительного приговора сообщает
Ксенофонт в "Воспоминаниях о Сократе":
"Сократ виновен в том, что не признает
богов, признаваемых государством, а вводит
другие, новые божества; виновен также
в том, что развращает молодежь".
Защита Сократа
на суде стала поводом к
написанию многочисленных "Апологий",
наиболее известная из которых
принадлежит Платону. По
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха[5](обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. Обстоятельства казни вкупе с её процессом, были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой, благодаря Ксенофонту. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:
Сократ сперва
ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют,
и лег на спину: так велел тот человек.
Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни
и голени и немного погодя — еще раз. Потом
сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует
ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого
он снова ощупал ему голени и, понемногу
ведя руку вверх, показывал нам, как тело
стынет и коченеет. Наконец прикоснулся
в последний раз и сказал, что когда холод
подступит к сердцу, он отойдет.<..>Немного
спустя он вздрогнул, и служитель открыл
ему лицо: взгляд Сократа остановился.
Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива
После смерти
Сократа во множестве возникли
так называемые Сократические
школы, основанные его
Для всей
этой литературы была
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой,
а важнейшим из проблем философии
был вопрос о смысле жизни
и смерти. Не отделяя философии
от действительности, от
всех прочих сторон деятельности, он еще
меньше повинен в каком бы
то ни было расчленении самой
философии. Его мировоззрение
было столь же цельным, земным,
жизненным, столь же полным и глубоким
выражением духовной жизни и
античного мира.