Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 20:40, реферат
Краткое описание
Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева».
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………3 2. Биография Сократа………………………….………………………………………..5 3. Особенности философии Сократа…………... ……………………………………...8 4. Сократовские школы………………………………………………………………...12 5. Заключение………………………………………………………………………....17 6. Список используемой литературы………………………………………………....21
5. Академия Платона. Платон является наиболее известным
учеником Сократа, который основал свою Академию, история которой самостоятельна,
хотя и связана с контекстом сократических
школ. Как уже упоминалось ранее, одним
из главных учений Платона – это учение
о «идеях» («видах»).
Платон стремился развить
Сократовские представления. Согласно
Платону, вещи не рассматриваются в их
кажущемся столь привычным экспериментальном
существовании. Для всякой вещи фиксируется
смысл, идея, которая, как выясняется, для
каждой вещи данного класса вещей одна
и та же и обозначается одним именем. Соответственно
можно вести речь о прекрасном вообще,
благом вообще, зеленом вообще, доме вообще.
Платон убежден, что без обращения к идеям
никак не обойтись, так как это единственный
путь преодоления многообразия, неисчерпаемости
чувственно-эмпирического мира.
Но если на ряду с отдельными
вещами есть еще и идеи, каждая из которых
относиться к какому-то определенному
классу вещей, то, естественно, возникает
вопрос о взаимозависимости единого (идеи)
с многим. Как соотносится друг с другом
вещь и идея? Платон рассматривает эту
связь двояко: как переход от вещей к идее
(вещь – идея) и как переход от идеи к вещам
(наоборот). Он понимает, что идея и вещь
как-то сопричастны друг другу. Но степень
их сопричастности может достигать различного
уровня совершенства.
Кроме того, Платон был убежден
в том, что идеи объективны и считал, что
они могут существовать (на небе) и без
сопричастности к вещам, порой пересекаясь
в них, порой покидая их. За эти воззрения
Платона критиковали. Действительно, не
было найдено рациональных обоснований
идей вне вещей.
Помимо этого учения, у Платона
были и многие другие не менее известные.
Но поскольку тема моей работы несколько
иная, и рассмотреть все учения Платона
в рамках данной работы – невозможно,
то я просто перечислю некоторые из них:
учение об обществе и государстве, космология
Платона, этика Платона, теория любви,
учение о познании и диалектике, и др.
Таким образом, рассмотрев
данный вопрос, можно сделать вывод о том,
что ученики Сократа стали разрабатывать
те или иные положения его философии и
пришли к созданию собственных философских
школ, просуществовавших более или менее
длительное время.
В целом, учеников Сократа
принято разделять на две группы: с одной
стороны, это гениальный ученик Сократа
Платон, который разработал свою собственную
философскую систему, с другой — так называемые
«сократические школы», менее известные,
менее влиятельные, чем Академия Платона,
но не менее интересные и заметные.
Заключение
Проблема человека на Востоке
появилась задолго до создания таких философских
учений, как конфуцианство и Чань-буддизм.
Во многом понимание природы человека
у Конфуция соответствует таковому в предфилософских
произведениях Китая.
Предметом размышления и областью
действий Конфуция выступает социальная
Поднебесная. В «Лунь юй» Конфуций проделал
одну из мировоззренческих попыток, которую
не делал никто до него. Современник Конфуция
мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал
на природное тело. Конфуций переносит
центр внимания в сферу жизни социального
субъекта, сохраняя при этом все традиционные
мировоззренческие структуры. Конфуций
полагается не на природный объективизм
Неба и Земли, а на самосознание верхов
и низов общества. Он первым из китайских
философов обратился к совести человека,
к его честности, добродетели, мужеству,
человеколюбию, доверию как закону человеческого
общежития. Задачу гармонизации Поднебесной
следовало решить в сфере противостояний
верхов и низов.
После Конфуция в философских
произведениях, в частности в конфуцианском
памятнике «Ли цзы» («Книга обрядов»),
высшие основы ритуала, как и в переходную
эпоху, будут связываться с природой Поднебесной,
поскольку сущность человека будет пониматься
по преимуществу как природная сущность:
«Человеку присущи качества земли и неба,
в нем совокупляются совершенные ци пяти
стихий».
Конфуций неустанно проповедует
необходимость учиться, он осуждает лень,
праздность, хвастовство, тупость.
Главное средство управления
народом Конфуций видел в силе примера
и даже в убеждении, а не в голом принуждении.
Буддийская школа чань во всем
мире считается гуманистической. Философская
основа чань о человеке – учение о пустотном
Едином как бесконечной и бесформенной
сущности всего существующего, пребывающего
в вещах, но не являющемся вещью. Человек
осмысливается как одна из вещей, в которой
присутствует пустотное Единое.
Для человека в восточных учениях
характерно неизменное чувство ответственности
за свои действия на более высоком, «космическом»
уровне. В этих учениях мир создан не ради
человека, но человек драгоценнее всего,
он предпоследнее звено саморазвития
мира. Человек – не царь Вселенной, он
не может диктовать ей свою волю, «покорять»
и распоряжаться. Наилучшая стратегия
– «недеяние» и следование «естественности».
В наше время на рубеже веков,
тысячелетий, в ожидании апокалипсиса,
люди все чаще задумываются, как и зачем
они жили, что сделали, как нужно вести
себя перед концом света. У них нет уверенности,
что они все делали правильно, так как
в религиях «Бог дал человеку инстинкты,
и, сделав столь экстраординарный подарок,
поменял правила игры». Следовать им очень
сложно. Человек разрывается между желаниями
природными, животными и вполне естественными
и нормами морали и права, которые в таких
популярных религиях как христианство
и ислам даны слишком расплывчато, что
позволяет трактовать их по-разному. («Возлюби
ближнего своего как самого себя» значит
себя возлюби в первую очередь и люби не
больше, чем остальных; или остальных не
больше, чем себя…Или не люби ни себя,
ни других…В любом случае подразумевается,
что себя человек любит изначально, но
это не так – существуют же мазохисты).
В Библии благодаря огромному количеству
переводов с одного языка на другой даже
происхождение полов не ясно. По одной
версии Ева сотворена из ребра Адама, а
по другой оба созданы одновременно. Ислам
с одной стороны проповедует мир, а с другой
– поощряет убийство «неверных», то есть
не мусульман.
Несомненно, чтобы понять и
правильно истолковать все эти религии,
необходимо обратиться к первоисточнику,
к старейшему, неисправленному потомками,
варианту, и читать его нужно на том языке,
на котором он был написан. Это, конечно
же, неприемлемо для большинства: нельзя
всех вдруг заставить говорить и понимать
чужой, да еще и «мертвый» язык. С этой
точки зрения главное конфуцианское произведение
«Лунь юй» больше подходит в качестве
«учебника жизни». Оно практически не
исправлялось, но дополнялось учениями
поздних конфуцианцев. И самое главное,
оно не только дает конкретные рекомендации,
но и определяет обязанности и права человека,
правила поведения («ритуализация»), лишает
человека сомнений по поводу смысла жизни,
цели существования. По западным понятиям
цель – прожить достойно, чтобы попасть
в рай, не согрешить против Бога, причем
грехом считается вполне естественное,
даже роды! (В этом плане христианство,
в частности католичество, запрещая священникам
иметь детей, противоречит само себе. Если
они, священнослужители, лучшие, избранные
Богом, честнейшие люди, то почему им нельзя
оставить эти свои качества в своих детях.
Тогда бы благородных людей стало больше
и жить стало бы лучше! Но католическая
церковь признала теорию Ч.Дарвина о естественном
отборе,–и продолжила методично изолировать
от человечества «лучшие» его гены, ухудшая,
таким образом, генофонд). Совсем по-другому
в конфуцианстве. Понятия, эквивалентного
греху, у них нет, как и покаяния и загробного
мира. Человек должен стремиться быть
нравственным, а не безгрешным; поклоняясь
предкам, чтить их память и не разрывать
связь времен и поколений. Не это ли является
признаком здорового общества? Несчастьем
считалось не иметь мужского потомства,
ученой степени.
Конфуцианство отвечает на
все вопросы, которые встают перед человеком
в его сложной и запутанной жизни, помогает
ему определить его место во Вселенной,
роль в истории, положение среди людей.
Это, несомненно, связано с тем, что учение
было создано в результате долгих размышлений
над своей непростой жизнью человеком,
который нашел душевное равновесие и обрел
спокойную уверенность в правильности
своих поступков. Он разработал собственную
систему правил, которые позволяли жить
и трудиться в этом противоречивом мире.
Эта система, не слишком упорядоченно
изложенная учениками в «Лунь юй», в течение
25 веков поддерживает моральный дух китайского
народа, позволяет ему выжить несмотря
на огромные трудности. И они борются с
ними, они покорно воспринимают их как
наказание. Может быть и нам следует пересмотреть
подход к религии, которая всю ответственность
возлагает на Бога, и тоже дать человеку
конкретные рекомендации, как улучшать
этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя,
помогая совершенствоваться другим. Пусть
это называется путь к богу (западный «дао»),
путь в рай на земле, но не путь в рай как
в загробное царство. Человек боится неизвестности
после смерти – таков инстинкт, и не может
ради этого идти против себя, своих чувств,
эмоций, низменных желаний. Но ради собственного
счастья, счастья своих детей – ведь это
тоже естественно – он готов на многое.
Особенно русский человек, которому чужды
западные нормы морали и непонятна восточная
мудрость. Объединить Запад и Восток в
новой системе, в новом учении, в религии,
наконец, - вот достойное занятие для ученого
человека, вот перспектива разработки
данной темы: чтобы кризис внутри человека
на рубеже веков не перешел во всемирный
кризис, в хаос, в апокалипсис XXI века. Или
чтобы спаслась хотя бы часть человечества,
которая будет размножаться и даст новую
расу людей, сильных, умных, благородных…
Знающих, что смысл жизни – сама жизнь.
Сократ является первым из трех
великих философов классического периода.
Изучив историю его жизни и деятельность
можно сделать выводы о том, что, главное
направление в учении Сократа заключается
в том, что в нем формируются социальные
и индивидуально-психологические механизмы,
позволяющие и требующие от личности самостоятельного,
ориентированного на собственные интересы
и представления, образа действий.
Сократ был человеком, для которого
собственная жизнь была философской проблемой,
а важнейшим из проблем философии был
вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение
было цельным, земным, жизненным, полным
и глубоким выражением духовной жизни
античного мира.
Сократ распространял свои
взгляды по преимуществу в разговорах
и дискуссиях. В них же сформировался философский
метод Сократа. Его целью было выяснить
истину обнаружением противоречий в утверждениях
противника. При помощи правильно подобранных
вопросов обнаруживались слабые места
оппонента. Цель же его философских учений
заключалась в помощи людям.
Тенденция постоянно обнаруживать
противоречия в утверждениях, сталкивать
их и приходить таким образом к новому
(более надежному) знанию становится источником
понятийной (субъективной) диалектики.
Именно поэтому метод Сократа был воспринят
и разработан последователем идеалистической
философии Платоном.
Фигура Сократа в высшей степени
знаменательна: не только его жизнь, но
и его смерть символически раскрывает
нам природу философии. Сократ пытался
найти в самом сознании человека такую
прочную т твердую опору, на которой могло
бы стоять «здание» нравственности, права
и государства после того, как старый –
традиционный – фундамент был уже «подточен»
индивидуалистической критикой софистов.
Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы,
ни традиционалисты-консерваторы: софисты
увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя
устоев», а защитники традиций – «нигилиста»
и разрушителя авторитетов.
Сократ - великий античный мудрец,
который стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной философии и этики,
логики, диалектике, политических и правовых
учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до
наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества.
Список используемой литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия
(история философии). – 3-е изд. – М.: Высш.
шк., 2003;
2. Введение в философию
/ Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Республика, 2002;
3. Волков Г. У колыбели
науки. - Москва. - 1991;
4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г.
Краткая История Этики. – Минск.: БГПА
ВУЗ-ЮНИТИ 1996;
5. Канке В.А. философия. Исторический
и систематический курс. – 5-е
изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2005;
10. Платон. Апология Сократа.
Собр.соч. в 4 тт.,Т.1. - М.: Мысль, 1990;
11. Платон. Алкивиад. / Собр.соч.
в 4 тт.,Т.1. - М.: Мысль, 1990
Нерсесянц В.С. Сократ. М. «Наука»,
1984. (серия «Научные биографии»).
12. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль»,
1988. (серия «Мыслители прошлого»).
13. Льюис Дж.Г. Античная философия:
от Фалеса до Сократа., Мн., Из-во «Галаксиас»,
1997 - 208 с. (серия «История Философии в биографиях»).
14. Реале Дж., Антисери Д., Западная
философия от истоков до наших дней. I.
Античность. - ТОО ТК «Петрополис», 1997.
- 336 с.
15. Радугин А.А. Философия.,
М. Из-во «Центр», 1997.
16. Мень А.В., Мировая духовная
культура//Сократ. Платон. Аристотель.
М., 1995
Ушков А.М. Китайско-конфуцианский
культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции
и современность».М.,1993.
Человек. Мыслители прошлого
и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
Древний мир – эпоха Просвещения. (Редкол.:
И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М.
Политиздат, 1991.
Древнекитайская философия.
– М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.
А. Чанышев. Курс лекций по древней
философии. М: Высшая школа, 1981.
Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении
Востока. – М.:Знание, 1991 –64 с. – (Новое
в жизни, науке. Серия « Культура и религия»;
№5).
Цит. по: «Краснов А.Б. Учение
Чжу си о природе человека//Конфуцианство
в Китае. Проблемы теории и практики. –
М.: Наука, 1982.
Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л.,
Андронов В.П., Бакаева Э.П., и др.; Под общей
ред. Жуковской Н.Л. и др. – М.: «Республика»,
1992. – 287 с.
Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм
и культурно-психологические традиции
в средневековом Китае – Новосибирск:
Наука, 1989.
А.Е. Лукьянов. Человек и «очеловеченный»
мир в древнекитайской философии. Философия
зарубежного Востока о социальной сущности
человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство
УДН, 1986.
«Сократ, Платон, Аристотель,
Сенека» Жизнь замечательных людей, биографическая
библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство
«Республика» 1995.
« История западной философии
» Б. Рассел «Миф» Москва 1993.
« Краткий очерк истории философии
». Издательство «Мысль» Москва. 1967. Под
редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана,
И. Я. Щипанова.
« 106 философов. Жизнь, судьба,
учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-ый
том, Анатомия мудрости.