Соотношение души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность этой работы состоит в том, что проблемы, связанные с понятием души волновали человечество во все времена, особенно - с появлением философии как науки. Вопросы о смысле жизни, осознание смертности и стремление узнать о возможности жизни после смерти всегда были связаны с препятствованием беспроблемности человеческого существования. На основе их появился такой раздел философии как антропология, изучающий познание природы человека и определение области человеческого, а также определение места человека в мире.

Содержание

Введение
1. Жизнь Платона
2. Теория Идей Платона
3 Соотношение души и тела в философии Платона
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Данные аргументы подытоживаются в "Федоне" таким предложением: "Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому... в высшей степени подобна наша душа".

Бессмертие души - это главная предпосылка к ее существованию до своей земной жизни и после смерти. В полном согласии с теорией припоминанияродиной души является сфера ума: божественного, умопостигаемого. Появление души в новом теле всецело зависит от ее чувственных вожделений в предыдущей телесной жизни. Отныне она заперта в теле, что "подобно болезни". Платон выражает это двумя словами:"сома = сема", т.е. тело (сома) есть могила (сема) души .Поэтому целью земной жизни является возвращение души в изначальное состояние: вступает же она в отношения со своим истоком благодаря тому, что отдает власть над собой уму.

В диалоге "Федр" Платон делит душу на три части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная предпосылка. Разум; (божественное начало души)

ярость; (часть души, принадлежащая к миру чувственного восприятия и послушанная разуму)

вожделение (часть души, принадлежащая к миру чувственного восприятия и противящаяся разуму).

Данное тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает в диалоге "Федр" символом упряжки и возничего: разум - это возничий, ярость - послушный конь, а вожделение - непослушный.

Каждую из трех частей души Платон называет добродетелью: задача разумной части человеческой души - приобретать мудрость; ее добродетель - мудрость; задача яростной части - неукоснительно слушаться разума; ее добродетель - мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель - сдержанность. Эти три добродетели, связанные с соответствующими частями души, Платон подчиняет четвертой добродетели -справедливости.Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией.В итоге идея Платона о душе и теле заключается в том, что Душа - это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей.Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений - желание, усмотрение, заботы.Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.В "Тимее" П. рисует творение и устройство космоса. Он вводит понятие демиурга - строителя мира. Демиург создает мир из идей и бесформенной материи, которую П. называет небытием. Идея образует сверхъестественный мир и представляет собой прообразы будущих вещей. Каждая вещь имеет свой прообраз. Идеи - это своеобразные модели материальных вещей.Идеи важны и для души. Из смеси идей и материи демиург делает мировую душу, которую распространяет по всему пространству.

Мировая душа воплощается в космосе. Космос, таким образом - живое существо, одаренное умом. Демиург создает так же Богов и индивидуальные души. Боги заключают бессмертную душу в смертное тело. После смерти душа может вернуться на свою звезду.

Эти положения Платона сближают его философию с астрологией и мифом о переселении душ. Поскольку души имеют отношение к идеям, постольку каждая из них обладает знанием.

Познание - это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение - это пробуждение души, ее активизация. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе. В "Федоне" П. развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели соотношение души и тела в философии Платона. Задачи выполнены, теперь можно подвести выводы.

Таким образом, антропологический дуализм Платона сводится к следующему: тело является "болезнью" души, но болезнью необходимой для того, чтобы у души появился шанс с помощью философии полностью очиститься от признаков телесности и попасть в царство идей, единственное место, где существует истина. Из разумности царства идей следует не только постулат о превосходстве и первостепенности разума.

Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа - обесценивание всего плотского. Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: душа человека разумного возвращается в царство чистого духа, а душа неразумного не может воспарить к идеям. Во-вторых, и это главное, награда добродетели заключена в ней самой.

Как уже было сказано, главным, верховным эйдосом Платон считал благо. Именно в стремлении к всеобщему, объективному благу душа получает возможность познать истину, войдя в царство идей. Любое телесное благо не имеет возможности быть объективным, так, например, сытость одних подразумевает голод других и т.д., из чего Платон делает вывод, что только в царстве идей можно достичь всеобщего, объективного блага, которое поможет душе обрести свою сущность эйдоса.

Подобное стремление к объективному благу через освобождение души от признаков "налипающей" на нее телесности весьма отчетливо напоминает христианский постулат "спасения души". Не даром, в зарубежной литературе Платона называли "христианином до Христа".

Однако вышесказанное не означает того, что Платон призывал к бездействию. Сама суть блага как высшего эйдоса направлена на воплощение его в обычной жизни, дабы телесный мир был наиболее приближен к миру идей.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. - Античная философия. - М., 2008.501с.

2. Богомолов А.С. - Античная философия. - М., 2005.451с.

3. Коплстон Ф. - История философии: Древняя Греция и Древний Рим. - М., 2006.341с.

4. Кунцман П., Буркард Ф. - П., Видман  Ф. - Философия: dtv-Atlas. - М., 2004.341с.

5. Лосев А.Ф. - Античная философия  истории. - СПб., 2005.354с.

6. Платон - Диалоги: Философы Греции. - М, 2006.541с.

 


Информация о работе Соотношение души и тела в философии Платона