Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:03, контрольная работа
Целями и задачами данной контрольной работы является:
• самостоятельное изучение темы «Деятельность как высшая форма человеческой активности»;
• получение практических навыков, путем решения конкретных ситуаций;
• анализ изученного материала, и вывод о проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Часть I
1.Соотношение понятий «активность» и «деятельность»………………...4
2.Деятельность: понятие, структура, виды………………………………...8
2. Часть II
1.Задание № 1………………………………………………………………15
2.Задание № 2……………………………………………………………....15
Заключение………………………………………………………………………….16
Библиографический список………………………………………………………..17
Приложение…………………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Часть I
1.Соотношение понятий «активность» и «деятельность»………………...4
2.Деятельность: понятие, структура, виды………………………………...8
2. Часть II
1.Задание № 1………………………………………………………………15
2.Задание № 2……………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Существенным признаком,
который должен быть отражен в содержании логически корректных
понятий «общество», является деятельность.
Однако для использования в
Деятельностью называется особенная форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.
Целями и задачами данной контрольной работы является:
· самостоятельное изучение темы «Деятельность как высшая форма человеческой активности»;
· получение практических навыков, путем решения конкретных ситуаций;
· анализ изученного материала, и вывод о проделанной работе.
---
1. Часть I
1. Соотношение понятий «активность» и «деятельность»
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
· форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
· деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
· личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
· деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
· качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремленностью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности. В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приемы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определенной цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами1. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приемы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия. Определяя активность как особую форму деятельности, требуется осознавать ее отличия, ее особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности ее составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приемами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается внутреннее
побуждение к деятельности, предприимчивость
и их проявление в деятельности человека.
Очевидно, что инициатива тесно связана
и выступает проявлением
Ситуативность активности
может рассматриваться как
Уровень активности, ее длительность,
устойчивость и другие показатели зависят
от согласованности и оптимальных
сочетаний разных компонентов: эмоционального,
мотивационного и др. В связи с
чем, в зависимости от способа
связи психических и личностных уровней активности она может приобретать
оптимальный или неоптимальный характер.
Например, поддерживать определенный
уровень активности можно двумя способами:
перенапряжением всех сил, что ведет к
утомлению, падению активности, и за счет
эмоционально-мотивационного подкрепления.
Именно эти два подхода, например, отличают
традиционное обучение в высшей школе,
построенное с опорой на лекционные занятия
и инновационные формы обучения, опирающиеся
на методы активного обучения.
2. Деятельность: понятие, структура, виды
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.
Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность можно определить
как специфический вид
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека.
Главные отличия деятельности человека от активности животных:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.
Информация о работе Соотношение понятий «активность» и «деятельность»