Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 04:23, реферат
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Право и мораль…………………………………………………….....4
2 Соотношение права и морали……………………………………….....8
2.1 Сходство и взаимодействие………………………………………..8
2.2 Отличия права и морали…………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………....19
Список использованных источников и литературы…………………………..21
Введение…………………………………………………………
1 Право и мораль……………………………………………………....
2 Соотношение права и морали……………………………………….....8
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..21
Каждое исторически конкретное
общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных
отношений.
Регулирование общественных
отношений осуществляется путем реализации
определенных социальных норм: норм права,
норм морали, норм, установленных общественными
организациями, норм обычаев, норм традиций,
норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные
нормы - это правила поведения общественного
характера, регулирующие взаимоотношения
людей и деятельность организаций в процессе
их взаимодействия.
Взаимосвязь морали с правом является одной из основных проблем, которая продолжает оставаться актуальной на протяжении многих веков. Это обусловлено огромным значением, которое сыграли мораль и право в жизни человеческого общества, в человеческой истории. Данная проблема уходит корнями в глубокую древность и по-разному выражается не только в различных государствах, разделенных как географически, так и в социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.
В юридической и учебной литературе соотношение морали и права получило освещение в ряде монографий и статей. Среди них следует, прежде всего, отметить работы Лукашевой Е.А., Мальцева Г.В. поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Пенькова Е.М. , Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах не менее важные стороны проблемы.
Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, особенностей их взаимодействия и регулятивного воздействия на общественные отношения применительно к правовым институтам.
Данная работа имеет следующую структуру, состоящая из: введения, где обозначены причины актуальности темы; первой главы (право и мораль) и), в которой проанализированы особенности права и морали; второй главы (соотношение права и морали) и двух подглав (сходство и взаимодействие, отличие права и морали), в них рассмотрены общие и отличительные черты права и морали; в заключение работы делаются выводы, и дается список использованной литературы.
Право и мораль – самостоятельные
институты. Однако термин «право» многозначен. Он принимает различные
значения в зависимости от того, какое
юридическое явление хотят выразить. Еще
с давних времен юристы употребляли слово
«право» в двух главных смыслах - объективном
и субъективном. Система прав, свобод и
обязанностей граждан, закрепленных в
действующем законодательстве или вытекающих
из многочисленных правоотношений, а также
присущих индивиду от рождения, составляет
право в субъективном смысле, или субъективное
право. Таким образом, право в субъективном
смысле - это те конкретные возможности,
права, требования, притязания, законные
интересы, а также обязанности, которые
возникают на основе и в пределах законодательства
на стороне участников юридических отношений.
Единичное субъективное право есть гарантированные
законом вид и мера возможного поведения.
Право в объективном смысле
- это система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих
общественную волю, устанавливаемых и
обеспечиваемых государством, направленных
на урегулирование общественных отношений.
Право в объективном смысле образуется
из социальных норм догосударственной
организации. Оно формируется из обычаев,
табу, которые преобразуются, отбираются,
приспосабливаются к новым социальным
отношениям, основанным на частной собственности,
социальном и классовом расслоении общества.
Сущность права заключается
в регулировании общественных отношений
в условии цивилизации, в достижении на
нормативной основе такой стабильной
организации, при которой регулируются
демократия, экономическая свобода, свобода
личности. Еще в Древнем Риме считалось,
что «суть предписания права заключается
в следующем: честно жить, ближнего не
оскорблять, воздавать каждому свое».1 Правда, данные принципы не
всегда реализовывались. Первичной клеточкой
права, частицей ее содержания, исходным
элементом ее системы является норма права.
Поэтому естественно, что ей свойственны
все основные черты права. Однако из этого
положения не следует, что понятия права
и нормы права полностью совпадают. Право
и единичная юридическая норма соотносятся
между собой как целое и часть, которые
наряду с чертами сходства имеют и свои
особенности. Особенности тесно связаны
с их структурой.2
Для того чтобы четко определить отличие
норм права от иных социальных норм, их
место и роль в общей системе нормативного
регулирования следует раскрыть понятие
морали как социального регулятора.
Под моралью понимается нормативно
- регулятивная система, действие которой
можно проследить на уровне общественного
и индивидуального сознания, практических
правил для поведения и общественных отношений,
в рамках которых человеческие поступки
рассматривается с точки зрения добра
и зла, справедливости и несправедливости,
совести, чести, долга, достоинства, других
нравственных категорий и оппозиций…
Ее значение для личности заключается
в том, что она упорядочивает человеческое
общежитие, нацелена на гармонизацию связей
между людьми, которые должны ладить, сотрудничать
друг с другом, возлюбить ближнего своего.
Нравственность предполагает
не только ценностное отношение человека
к другим, но и к себе, чувство собственного
достоинства, самоуважения, осознания
себя как личности. И. Кант заметил: «Кто
превращает себя в червя, тот не должен
потом жаловаться, что его топчут ногами».
Честь – дороже жизни. Представления о
честном и бесчестном – важнейший стержень
морали. Высшим законом и высшим судом
для личности является собственная совесть,
которая по праву считается самым полным
и глубоким выражением нравственной сущности
человека. Таким образом, реализация норм
морали в основном зависит от нравственной
зрелости человека, прочности его моральных
воззрений, социальной ориентированности
его индивидуальных интересов. И здесь
первостепенную роль играют такие индивидуализированные
моральные категории, как совесть, долг,
которые направляют поведение человека
в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида
в нравственности или безнравственности
своего поступка в значительной мере определяет
и его социальную значимость. А также не
менее важным гарантом обеспечения выполнения
моральных норм выступает общественное
мнение.
Не существует никакого единого морального
постулата, исходя из которого можно было
бы развить логическую систему нравственности
так, чтобы она охватывала все без исключения
суждения, подводящие явления под категории
добра и зла. Специфическая сущность морали
конкретно раскрывается во взаимодействии
сформированных функций: регулятивной,
воспитательной, познавательной, оценочно-императивной,
ориентирующей, мотивационной, коммуникативной. Следует отметить, что выделение
определенных функций морали является
достаточно условным, поскольку в реальности
они всегда тесно слиты друг с другом.
Именно в целостности функционирования
проявляется своеобразие ее воздействия
на бытие человека.
«Несмотря на определенную системность,
мораль - это не простой набор правил. Это
очень сложная борьба конфликтующих структур
ценностей. Этот конфликт - то, что остаётся
от эволюции. Новые структуры по мере развития
приходят в противоречие со старыми. И
каждый этап эволюции оставляет после
себя ворох проблем. Из этой борьбы между
конфликтующими статическими структурами
возникают концепции добра и зла».3
Выступая в качестве социальных регуляторов право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга. Главные общие черты права и морали состоят в следующем:
Взаимодействие выражается
в единстве действия обоих видов социальных
норм. Оно может состоять в таких основных
формах, как:
а) влияние морали на формирование
права;
б) влияние права на формирование нравственных норм;
в) охрана правом моральных норм;
г) использование нравственных норм при применении права.
Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.4 Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности, которые закреплены на конституционном уровне (Конституция РФ, глава 2: права и свободы человека и гражданина). Значительное влияние на утверждение данных социальных регуляторов оказала религия. Некоторые конституционные права человека были наиболее ярко (но в несколько иной трактовке) обозначены еще тысячелетия назад в Библии, Коране и Торе.
Конституционное право на жизнь (ч.1 ст.20) является по смыслу производным от заповедей: в Библии «Не убий» (Исход 20:13); в Коране «Не убивайте душу, которую запретил Аллах» (Аль-Ана'ам, 6:151); в Торе «Не убивай» и «Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких»(Берешит, 1,20).
Конституционное положение о том, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях, является по смыслу производным от заповедей: в Библии: «Почитай отца твоего и мать твою...» (Исход 20:12); в Коране: «И к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное» (Аль-Исра, 17:23); в Торе «Я создал для тебя два светила - отца твоего и мать твою. Чти их!» (Берешит, 1,14).
Так, в заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» содержится сразу несколько прав и свобод человека и гражданина, воплощенных сразу в нескольких конституционных нормах:
- равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);
- охрана достоинства личности, незаконность его умаления (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);
- незаконность любых пыток,
насилия, другого жестокого или
унижающего человеческое
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и др».5
В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская Православная Церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс. Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь.
Право имеет чрезвычайно важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Осуществляя свои функции, правоохранительные, а также иные государственные органы часто применяют право. Таким образом, их деятельность должна быть пронизана нравственностью, особенно при вынесении решений по определенным юридическим конфликтам. Так как «процесс принятия решения может быть простым, когда норма предусматривает один возможный вариант решения (например, штраф в строго определенном размере), или весьма сложным, когда норма предусматривает разные варианты решения. Например, если взять норму уголовного кодекса, предусматривающую наказание от двух до пяти лет, то только в рамках этой нормы заложено сорок восемь вариантов решения (лишение свободы измеряется месяцами). Здесь задача суда состоит в том, чтобы выбрать одно из этих возможных вариантов. Вот здесь-то как раз и вступают в действие мораль, а также представления о целесообразности. Суд выбирает с учетом фактических обстоятельств наиболее целесообразное и справедливое решение, учитывая и цели наказания (общее и частное предупреждения, перевоспитание)».
Следовательно, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия. Вот почему так важно, чтобы весь правовой склад общественных отношений проникался нравственным духом и чтобы правовая жизнь народа протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и законной справедливости. Еще в Древнем Риме юристы писали, что «следует заботиться о правосудии, возвещая понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной философии, а не к мнимой».
При нарушении норм нравственности и норм права, приводятся в движение обе санкции. Убийца подвергается уголовному наказанию и возбуждает негодование общественной среды. Признаваемую в обществе мораль защищают уголовное, административное и гражданское законодательство России. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации. Такое сближение права и морали, выражается в положении, что право есть этический минимум. Другими словами, право – это обязательный для всех минимум нравственности. Отсюда получается вывод, сделанный Аренсом Г.: «Все, что запрещено правом, предписывается и запрещается нравственностью». Правда, данное суждение является не совсем верным, так как содержание норм права может быть нравственно безразличным. Например, процессуальные сроки ни с какой стороны нравственность не затрагивают. Этой частью своего содержания право выходит из нравственного круга. Расхождение права и нравственности может оказаться еще сильнее. Право может запретить то, что требуется нравственностью, и потребовать того, что запрещается нравственностью. Но о противоречиях между правом и моралью более подробно в следующем параграфе.6
Тем не менее, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения. Органически включенность нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения – свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. «Нравственное измерение» права – неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической ориентации.