Составные части духовности и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:22, реферат

Краткое описание

Категория духовности, её основные идеи и принципы. 2. Духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология- как основополагающие части духовности. 3. Духовные основы. Узловые понятия и выражения? Гуманизм – общественное признание достоинства и свободы личности, её всестороннего развития, человечность общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

zulxumor.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

Тема  № 3: Составные части  духовности и их взаимосвязь. План:

1. Категория  духовности, её основные идеи  и принципы. 2. Духовное наследие, культура, ценности, просвещение и  идеология- как основополагающие части духовности. 3. Духовные основы. Узловые понятия и выражения? Гуманизм – общественное признание достоинства и свободы личности, её всестороннего развития, человечность общественных отношений. Патриотизм – любовь к Родине. Быть патриотом – означает не быть безразличным к судьбе своего народа и страны, не быть равнодушным к событиям, происходящим в стране, использовать свои силы и способности на ее благо. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, отношение человека к этому миру, обществу и к самому себе. Культура – исторически развивающаяся совокупность, единство материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством. Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу, президент И.А.Каримов особо выделяет проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все, - подчеркивает президент, - должны четко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранение традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, насколько, результативными будут проводимые реформы». Поэтому проблема духовности, духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение. Духовность народа - это понятие широкое и глубокое по своему содержанию Она имеет глубокие исторические корни, выражает особенности исторической судьбы тех или иных народов, их национальный менталитет, характер. В качестве таковой духовность содержит в себе непреходящие ценности, которые со временем получают постоянное наращивание. Духовность включает в себя три основных начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Соответственно существуют такие ее основные сферы, как наука и философия, нравственность, художественность. Все сферы духовности взаимосвязаны, но сердцевиной выступает нравственность. Существует еще один аспект понимания духовности. Традиционно понятие «духовность» означало признание за человеком разума и воли, что делает его существом духовным, в отличие от животных. Силой духовной свободы личности определяется способность человека возвышаться над животной жизнью, подчинить себе плотские влечения. Духовность в современном смысле воспринимается как первенство высших духовных ценностей. Основными категориями духовности является Красота. Бездуховность же понимается как отсутствие высших целей и ценностей, как господство низменных, плотских интересов и влечений. Духовные ценности возникают не стихийно, они являются результатом целенаправленной, творческой интеллектуальной деятельности. Исторически выработались три чистых типа духовных творцов - познающей (мыслитель, мудрец), праведник (святой), художник (поэт, писатель и т.д.). Для каждого общества на каждом этапе его развития свойственна своя духовная элита. Для нее характерен не только уровень профессиональности, но и элемент духовной избранности - честность, праведность, высокая нравственность. Духовные ценности, будучи раз созданными, обретают свою жизнь. Они передаются из поколения в поколение, обогащаются новым содержанием, наращиваются. Однако они обретают подлинную значимость тогда, когда доводятся до широкого круга людей, становятся частью их жизни, что достигается через просвещение народа. В сложных, противоречивых условиях переходного периода республики, каждый переживает, на поверхность всплывают и негативные явления, не совместимые с духовными и нравственными ценностями. Получили определенное развитие коррупция, взяточничество, мошенничество, воровство. Распространяется, особенно среди молодежи, дух наживы, эгоизма, индивидуализма, культ силы. Однако это не говорит о том, что в условиях рыночной экономики значение духовых нравственных начал в жизни общества будет снижаться, и культура, духовность отодвинутся на второй план. Дело заключается, во-первых, в том, чтобы путем государственного регулирования сами рыночные отношения ввести в цивилизованные рамки. Переход к рыночным отношениям в наших условиях не самоцель, а средство перехода к строю общественного благоденствия, когда будут созданы для каждого человека достойные условия для жизни вообще и духовной жизни, в частности. Для построения и функционирования такого общества необходимы люди образованные, высококвалифицированные в своем деле, честные, добросовестные, совестливые, справедливые, в целом – духовно современные. Отсюда, во-вторых, начавшееся осуществление духовно-просветительских реформ, которые признаны «основным приоритетным направлениям государственной политики», и возложение ответственности за ее реализацию на первых лиц государственных структур различного уровня. В современной методологии науки понятие "ценностей" относится к самым сложным и многозначным. Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, наряду с экономическими, национальными и прочими проблемами, животворящей стала проблема ценностей. Это связано с тем, что у населения существует потребность в идейной определенности, в ясном представлении основных стратегических целей развития общества, потребность в ориентирах, уметь отделять главное от второстепенного и т.д. Значение проблемы ценностей вытекает из специфического преобразовательного характера и отношения человека к миру. Понятие «ценность» обнаруживает свою значимость при анализе человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, принятию решения, что предлагает оценку окружающих предметов и явления, постановку целей, выработки программ и действий (потребности и ценности, оценка и ценность, наука и ценность, общество и ценность). Проблема ценностей важна в плане исследования общества в целом - (как функционирующей и развивающей системы) и, в частности, при анализе общественного сознания, которое выполняет не только гносеологические, но и оценочные функции. Ценность - понятие обозначающее: Положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта (предметная ценность); Нормативную, оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективная ценность). Предметные ценности - есть благо и зло, заключенное в природном богатстве и стихийных бедствиях. Социальное благо и зло - содержащее в общественных явлениях культурное наследие, истина; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей, эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства. Субъективная ценность - общественные установки, императивы (особое отношение к определенному действию), запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний (о добре и зле, прекрасном и безобразном, о назначении человека, идеале, нормы, принципы действия). В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на: А) материальные; Б) духовные, которые могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. В самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и потому их мерилом (критерием) выступает практическая полезность предметов. Духовные ценности характеризуют высшие потребности (запросы) людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей является истина; эстетическая и художественная красота, и прекрасное и т.д. Концепция (основной смысл) ценностей несет определенную этическую нагрузку, поскольку они нередко переплетаются с религиозными представлениями (моральными устоями) и нравственным развитием личности. Под нравственным развитием личности понимается овладение ею подлинно человеческими моральными качествами (гуманность, доброта, сострадание, преданность, любовь и т.д.), обобщенно характеризующими нравственный мир человека. Ценности - это идеи и представления, вещи, предметы, явления, идеалы, воспринимаемые как значимые (ценные) теми, кто их проповедует и которые являются объектами, направленных на них интересов. Ценность - это то, чем человек больше всего дорожит, во что верит, к чему стремиться. В качестве ценностей выступают не только предметные ценности, а также некоторые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (идеалы, моральные нормативы и принципы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.) Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, выработанный общественным сознанием, представление об атрибутах должного (необходимые, неотъемлемые свойства) в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими «вечными» (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся, конкретным и предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др. В-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностей, являющейся одним из источников мотивации их поведения. Система ценностей - представления и взгляды, которые в совокупности формируют главенствующий набор ценностей в данном конкретном обществе. Народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и традиции, которые передавались от поколения к поколению. Традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, нормы поведения, обряды, общественные установки, идеи и ценности, элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных группах в течение длительного времени. Иными словами, традиция - это культурные нормы, ценности, обряды, обычаи, идеи, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям. Обычаи - это общепризнанный порядок, установившиеся правила общественного поведения людей; соблюдавшиеся в силу установившихся привычек. Другими словами, обычаи - набор образцов поведения, позволяющий людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Традиции и обычаи органически связаны между собой. Но они, кроме общего сходства имеют и различия. Понятие «традиция по объему и содержанию шире, чем понятие «обычай». Так, национальные традиции отражают более глубокие свойства, которые касаются, прежде всего, общественной жизни народа и в основном одинаково проявляются в масштабе всей страны. Национальные обычаи выражают главным образом семейно-бытовые особенности, характерные для данного народа. Кроме того, не все обычаи внутри одной нации проявляются одинаково: та или иная традиция, бытующая в народе, может осуществляться в. различных местностях на основе соблюдения различных обычаев (например, свадьба - традиция, но в разных районах Узбекистана по-разному - обычай). Понятие «традиция» неразрывно связано с моральными устоями. Общество всегда предъявляет своим гражданам определенные требования, которые выражаются в соблюдении ими традиций. Оно делает их нерушимыми жизненными правилами в отношении между людьми, так и в отношении между народами. Нет ни одного народа, в прогрессивных обычаях и традициях которого не содержались бы простые нормы общечеловеческой нравственности, выработанные в течение веков. Прогрессивные национальные традиции и обычаи - это концентрация всего лучшего, то есть в духовной жизни народа. Носителями традиций и обычаев является семья, трудовой коллектив, народность, нация. Несмотря на бесчисленное множество традиций, и обычаев различных наций и народов, они имеют много общих сходных черт - например, традиция взаимопомощи: у русских - помощь; узбеков, таджиков — хашар; у казахов - асар; у киргизов - ашар. В числе прогрессивных, традиций и обычаев наших народов следует различать патриотические, трудовые, культурные и бытовые. Процесс взаимовлияния и взаимоотношения традиций народов подтверждает, что во всех традициях есть интернациональные обычаи. Идеология - концентрированное выражение коренных интересов общественного класса, народа, нации. Как подчеркнул президент нашей республики И.А. Каримов: «Идеология нашего общества, выражает интересы простого человека, который является опорой этого общества, должна стать источником силы и энергии для нашего народа в достижении им мирной, безопасной, благополучной жизни». Идеология национальной независимости - система общенациональных идей и взглядов, выражающих коренные интересы духовной жизни народа, направленные на консолидацию, единение всех народов и этнических групп Узбекистана в их движении к демократическому и правовому обществу. Переход от одной системы общественных отношений к другой, от одного строя к другому, неизбежно сопровождается болезненной ломкой ценностных ориентацией, кризисными явлениями в духовной жизни. В условиях Узбекистана духовное обновление осуществляется на пути возврата к духовным истокам, освоение ценностей мировой цивилизации, адаптации духовной жизни к новым условиям рынка. Именно национальная идеология, как указывает Президент Республики Узбекистан Каримов И.А, является сегодня «объединяющим флагом нации, общества, государства». Задачей национальной идеологии независимости является, во-первых, обоснование и доведение до сознания людей значение национальной независимости для нашего общества в целом и каждой личности в отдельности. Во-вторых, определение сущности и содержание независимости страны области политики, экономики и духовной жизни. В-третьих, определение путей укреплений и дальнейшего развития независимости и конкретного участия граждан республики в этом процессе. На основе национальной идеологии определить ближайшие и долгосрочные цели и перспективы развития страны. Все это в совокупности означает, что национальная идеология независимости служит возрождению, утверждению, развитию национального самосознаниям национальное самосознание - это один из основных признаков любой нации, заключающейся в самоидентификации нации на основе территориального единства, языка хозяйственного склада, национального характера и т.д. Национальное самосознание для отдельной личности - это осознание своей принадлежности к той или иной нации, к ее истории, культуре, традициям и обычаям. В наших условиях формирование национального самосознания означает, во первых, возврат исторической памяти, осознание того, что наш край является одной из древних цивилизаций, что наш народ пережил многовековую, богатую событиями историю, в которой были и созидательный труд в мирное время, и победы и поражения в многочисленных войнах, восстановление исторической значимости таких государственных деятелей, как Амир Темур, Бабур и др. Во-вторых, пробуждения национального самосознания связано с возрождением духовных ценностей оставленных нашими предками. В-третьих, рост национального самосознания связан с возрождением национальных традиций, обычаев и праздников, большинство из которых были в прежние времена принижены, позабыты или запрещены. Большое значение имеет и то, что восстановлена та роль, которую на протяжении многих веков играл Ислам в духовной жизни народа. Духовные основы — это прежде всего активное отношение к действительности, стремление к конкретной цели, идеалам, организация своей деятельности сообразно им. Как подчеркнул Президент И.А.Каримов в своей книге «Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика и идеология» собственный путь обновления и развития Узбекистана, т.е. духовные основы базируются на четырёх устоях: 1. Приверженность общечеловеческим ценностям; 2. Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа; 3. Свободной самореализации человеком своего потенциала; 4. Патриотизме. Источник силы независимого Узбекистана - преданность нашего народа века он пронес такие качества как справедливость, равенство, добрососедство и гуманизм. Высшая цель обновления Узбекистана - возродить эти традиции, наполнить их новым содержанием, создать необходимые условия для достижения на нашей земле мира и демократии, достатка, культуры, свободы совести и развития каждого человека. Познание духовного наследия служит укреплению и развитию национального самосознания, национальной гордости, национального своеобразия в положительном смысле, четкому определению своего места в процессе общемирового прогресса. Сохранение и совершенствование национального облика достигаются за счет усвоения передовых достижений и традиций современного мира с одновременным развитием национальной культуры, языка, литературы, искусства и науки. В то же время решающим фактором социального прогресса, любой социальной сферы является человек. Нельзя воссоздать новый Узбекистан с людьми, которые не способны свободно реализовать свой потенциал, мыслящими старыми стереотипами, не избавившимися от чувства зависимости, страха и национальной неполноценности, далекими от осознанности патриотизма. Необходимость построения нового Узбекистана обуславливает воспитание свободомыслящего, инициативного гражданина-патриота. Любовь к своей Родине, гордость за нее, готовность к самопожертвованию ради ее свободы, забота о ее процветании - важнейшие составляющие патриотизма, который считается одной из духовных основ независимости. Чувство патриотизма - это прежде всего положительное эмоциональное отношение к укреплению независимости и свободы Родины. Однако патриотизм не состоит из одного лишь чувства. Одновременно он как убеждение включает в себя также соответствующие понятия, взгляды, идеи, идеалы. Патриотизм - это правильное понимание народными массами необходимости укрепления, развития и расширения независимости во всех сферах общественной жизни, умение ставить интересы независимости выше интересов личных, групповых, общественных, региональных. Любовь к Родине должна превратиться в нравственное убеждение. Однако она не должна быть слепой, некритичной, иррациональной любовью на уровне узкого национализма, а должна быть высокопродуктивной, опираться на глубокий разум и здоровые чувства, умеющие отличать подлинные интересы Родины. И.А.Каримов сказал, что «патриотизм гражданина Узбекистана - та путеводная звезда, надежный компас, который указывает путь преобразований, не дает отклониться от намеченной цели». Еще одна из важнейших духовных основ — это глубокое осознание необходимости взаимодействия и взаимообогащения национальной культуры с культурами других народов, осознание гибельности национального изоляционизма, самоограниченности, осознанное стремление к всесторонней и равноправной интеграции с мировым сообществом в области экономики, политики, культуры, науки, техники и права. Умение гармонизировать национальные интересы с требованиями современности также относится к духовным основам укрепления независимости. Одним словом, духовные основы - это уровень интеллектуальной зрелости нации, когда она осознанно ставит высокие и прогрессивные цели, а волю, знания и вековой опыт направляет на их достижение. Список использованной литературы? Каримов И. Узбекистан: государство с великим будущим. Ташкент: «Узбекистан». 1992. Каримов И. «Родина священна для каждого» Т. Узбекистан. 1996 . Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: "Узбекистан". 1993. Каримов И. Идеология - это объединяющий флаг нации, общества, государства, Ташкент, «Узбекистан», 1998 Абидов У. Независимость и оптимизм. Проблемы взаимосвязи. Ташкент: "Фан". 1997. Эркаев А. Духовность-энергия независимости. - Ташкент, «Маънавият». 1998. Касымов Б., Мамарахимов X. Духовность и современность. Ташкент, ТГЭУ. 2000. Абдунабиев А. Г. Вклад в мировую цивилизацию. – Т., Узбекистан, 1998. Бабаев Х. “Роль “Авесты” в духовном развитии человечества”. Ургенч, “Хорезм”, 2002. Вамберри Х. История Бухары и Трансаксонии. – Т., 1990. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. (VIVIII в. в. ). М., 1967. Касымов Б., Мамарахимов Х. “духовность и современность”. Т., ТГЭУ, 2000.

Информация о работе Составные части духовности и их взаимосвязь