Социальная Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о том, что структура  общественной системы многообразна, проявляется в различных связях в отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей.

 

2.3 Основные элементы структуры общества.

Первым необходимым элементом  социальной деятельности являются живые  человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и  регуляторные механизмы.

 

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

 

1.Вещи, "орудия" с помощью которых  люди оказывают воздействие на  окружающий их реальный мир.  С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

 

2.Символы, знаки (книги, картины,  иконы, и др.). Эти предметы служат  не непосредственному изменению  реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными      проводниками, "перевозчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием  адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей  вещей и символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

 

Устойчивые, воспроизводимые связи  между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

 

3. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).

 

Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов  социальной системы подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно различных точек зрения:

1) с точки зрения субъектов  деятельности, отвечающей на вопрос, кто действует; 

 

2)с точки зрения участков  приложения деятельности, позволяющей  установить, на что направлена  деятельность, где она осуществляется;

 

3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется  человеческая деятельность».

 

Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С. Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.).

 

Это деление не лишено смысла, поскольку  па самом деле кроме людей в  социальных системах имеют место  и компоненты иного рода.

 

Что касается экономики, политики, науки  и воспитания, то, на наш взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.

 

Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который  дает следующий «набор» компонентов  общества как социальной системы:

- социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);

- общественные потребности;

- человеческая деятельность —  общественно детерминированная  активность социальных субъектов  в целях удовлетворения этих потребностей;

- общественные отношения — реальные  взаимозависимости, которые складываются  между людьми в процессе их  деятельности;

- культура — создаваемые людьми  разнообразные материальные, духовные  и организационные способы и  средства, при помощи которых социальные объекты опосредуют свои общественные отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют потребности.

 

Следующий, более высокий уровень  представлен, по мнению В. М. Краснова, более конкретными категориями  социальных «процессов и явлений», а еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом.

 

Концепция В. М. Краснова довольно легко  «накладывается» на любые социальные системы, поскольку охватывает самые  общие их особенности. Вместе с тем  нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным компонентам.

 

Универсальным компонентом любой  социальной системы всегда выступает  человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном  смысле слова элементарный носитель социального системного качества.

 

В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между  вещественными, процессуальными, духовными  и людскими компонентами, поскольку  любой компонент общественной системы  выступает всегда и как отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент общественной системы выступает как общественное отношение.

 

Человек занимает центральное место  и в структуре, внутренней организации  системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем. Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей, интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономи­ческого плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек играет центральную роль.

 

Человеком и коллективами людей  выполняются и основные функции  общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и пропагандистскую роль.

 

Человек не просто элементарный, далее  неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в  котором концентрируются се связи  и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек — носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики выражаются в деятельности человека, его активности.

 

Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек  лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.

 

Итак, везде и всегда, в любой  социальной системе человек выступает  как главный компонент.

 

Системы общественного порядка  по набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.

 

Другая группа систем включает в  себя - только людей, связанных определенными  отношениями. Таковы класс, нация, производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.

 

Третья группа систем имеет в  своем составе и людские, и  вещественные компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.

 

4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

4.1 Закон ускорения исторического времени.

Элементами социальной структуры  выступают социальные статусы и  роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга  определяют содержание конкретной структуры  конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

 

Если расположить вce множество  пустых ячеек, скрепленных друг с  другом, на плоскocти, получим социальную структуру общества. В примитивном  обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус - одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т д.

 

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

 

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина - вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

 

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный  портрет - совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко  его определение звучит так:

 

Статусный портрет общества – совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

 

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре  такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

 

Не только у индивида, но и y человеческого  общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое  выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

 

Чем ближе к современности, тем  резче возрастает количество статусов.

 

Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только одним способом: no мере приближения к современности  скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает деление общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.

 

Доказательством служит открытый учеными  закон ускорения исторического  вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

 

Сравнивая эволюцию обществ, различные  стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

 

Так, капитализм короче феодализма, а  тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

 

Таким образом, закон ускорения  истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

 

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Информация о работе Социальная Философия