Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:53, реферат
В XX в. стало общепринятым положение о том, что «не только логически, но и исторически возникновение личности опосредовано правом». Первым, кто вообще задумался над этим вопросом, показал, что это именно так и из чего это следует, был И.Г. Фихте.
Фихте принадлежит особая роль в развитии рефлексорной традиции философии права. Философская рефлексия - это исследование разумом своих собственных оснований, имеющая результатом усовершенствование самого себя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жизненный путь и философская деятельность……………………………....4
2. «Наукоучение» как теоретическая философия……………………………….9
3. Назначение человека………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Земля и небо, время и пространство, и все границы чувственности исчезают для меня при этой мысли; как же не исчезнет для меня и индивид? К нему я не приведу вас обратно!
Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа, пусть будет это - то последнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти; и пусть это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю.
Даже не зная моей системы, невозможно эти мысли считать за спинозизм, если только, по крайней мере, пересмотреть ход этого рассуждения в целом. Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем «Наукоучении» И. Фихте отводит большое место проблеме свободы и необходимости, их взаимосвязи, диалектике. Свободу человеческого «Я» он связывает с целеполагающей деятельностью, которая базируется на практическом и теоретическом полагании, на свободе мышления. Он распространяет целеполагание на всю действительность, а не только на сферу нравственности и искусства, как это у И. Канта. Человек, по Фихте, и в природе действует целеполагающе свободно. Свободу он понимает с точки зрения долженствования, выражающего независимость «Я» от внешнего давления необходимости. Свободный человек подчиняется голосу совести. «Создавай сознание твоей самости! Не будь никогда в отношении твоих определений воли в противоречии с самим собой! Ты должен, следовательно можешь!» - подчеркивает И. Фихте. «Человек - разумное существо; именно обладание разумом возвышает его над другими природными существами и дает ему свободу; в деятельности с помощью разума он овладевает любого рода данностью».
В природе, по Фихте, механические
причины - только необходимость. В ней
нет еще возможности свободы.
Живая природа есть возможность
свободы, но не сама свобода. Только человек
как разумное и духовное существо
есть носитель свободы и сама свобода.
Поэтому подлинная свобода
Таким образом, И. Фихте в своем «Наукоучении» создает свою систему философии о всеполагающем «Я», раскрывает и философски осмысливает и деятельностную сторону человеческого «Я», обращая внимание на те проблемы, которые оставались в тени у предыдущих мыслителей.
Центральное место занимает
проблема свободы человека. Свобода
- априорное моральное
Список использованной литературы
1. Фихте. Назначение человека. Соч.: в 2 т. - т.2. - Спб, 1993. - с.65- 225.
2. Фихте. Наукоучение в его общих чертах. Соч.: в 2 т. - т.2. - Спб, 1993. - с.771-791.
3. Фихте. О достоинстве человека. Соч.: в 2 т. - т.1. - Спб, 1993. - с.435-443.
4. Фихте. Ясное, как
солнце сообщение широкой
5. Булгаков С.Н. Экскурс о Фихте. Соч. в 2 т. - т.1.,- м., 1993г. - с.490-519.
6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18-начала 19 века. - М.,1989г. - с.126-160.