Социальное неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:12, доклад

Краткое описание

Поскольку фундаментом марксистского обоснования революционной смены капитализма социализмом являлось учение об общественно-экономических формациях, то не удивительно, что в полемике с западными учеными советские философы, историки, социологи главный упор делали на защите теории общественно-экономических формаций, на обосновании закономерности революционного перехода от низшей формации к высшей.

Вложенные файлы: 1 файл

celeznev_process.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)



Философия и общество  2/2005




А. М. Селезнев. Всемирно-исторический процесс



А. М. селезнев


всемирно-исторический процесс: общественно-экономические  формации, цивилизации  
и межформационные революции

Поскольку фундаментом марксистского  обоснования революционной смены капитализма социализмом являлось учение об общественно-экономических формациях, то не удивительно, что в полемике с западными учеными советские философы, историки, социологи главный упор делали на защите теории общественно-экономических формаций, на обосновании закономерности революционного перехода от низшей формации к высшей. Из тех же идеологических соображений в трактовке цивилизации советские исследователи долгое время, как правило, не выходили за рамки тех положений Ф. Энгельса, которые были высказаны им в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), где цивилизация характеризуется, прежде всего, как общественное состояние, противоположное, с одной стороны, первобытнообщинному строю, а с другой – коммунизму, то есть не выходили за рамки перечисления общих черт, присущих всем сложившимся классово-антагонистическим обществам. Античная цивилизация при этом отождествлялась ими с рабовладельческой формацией, западноевропейская средневековая цивилизация – с феодальной формацией.

На рубеже 1920–1930-х гг. в советском  обществоведении началась дискуссия об азиатском способе производства. Вопрос стоял так: является ли азиатская общественно-экономическая формация разновидностью рабовладельческой или феодальной формации или представляет собой особую общественно-экономическую формацию? В итоге дискуссии мнение тех, кто доказывал, что азиатскую общественно-экономическую формацию надо рассматривать как особую формацию, было отвергнуто. Верх взяла точка зрения, согласно которой азиатский способ производства для древних веков надо рассматривать в качестве разновидности рабовладельческого, а для Средних веков и Нового времени – в качестве разновидности феодального способа производства.

В начале 1960–х гг. многие советские  ученые, прежде всего востоковеды, пришли к убеждению, что накопившийся исторический материал требует существенной корректировки концепции общественно-экономических формаций, так как реальная история государств Древнего Востока и средневековых государств Азии и Африки не укладывается в понятия рабовладельческой и феодальной формаций. В исторической науке сложилась достаточно острая проблемная ситуация. Для выхода из возникшего затруднения необходимо было или обосновывать необходимость признания особого азиатского способа производства, или вводить понятие «локальная цивилизация». В исторической и философской науке по вопросу об азиатском способе производства разгорелась вторая дискуссия. Сторонниками концепции этого способа производства были предприняты попытки разместить азиатскую формацию на лестнице сменяющих друг друга общественно-экономических формаций между первобытнообщинной и рабовладельческой формациями.

В 1960–1970-х гг. советскими и зарубежными  обществоведами было доказано, что  в одних случаях К. Маркс, определяя понятие «общественно-экономическая формация», ограничивался указанием на то, что в качестве общего признака для группы социальных организмов, составляющих ту или иную конкретную формацию (азиатскую, античную, феодальную), является качественно особый тип производственных отношений; в других же случаях, когда требовалось показать, что различные общественно-экономические формации (феодальная, капиталистическая) представляют собой качественно особые стадии общественного развития, он вводил в определение формации также и указание на ступень развития производительных сил, от которой всецело зависят качественные особенности ее экономического строя.

Отсюда следовало, что если употреблять  понятие «общественно-экономическая формация» в первом, узком, смысле слова, то вроде бы несомненные социально-экономические отличия восточных обществ от античного и средневекового дают основание для выделения особой азиатской формации на исторической лестнице формаций. Но если употреблять понятие общественно-экономи-ческой формации в широком смысле слова или, иначе, если строго следовать тезису К. Маркса, что в основе способа производства, а следовательно, и общественно-экономической формации может лежать лишь вполне определенная ступень развития производительных сил и что качественное различие между типами формаций следует, прежде всего, объяснять качественным различием ступеней развития производительных сил, на которых они покоятся, то приверженцы концепции азиатской формации должны были бы обосновывать качественное отличие производительных сил азиатской формации от производительных сил рабовладельческой и первобытнообщинной формаций.

Поскольку доказать это оказалось  невозможно, то гипотеза азиатского способа производства как особой стадии общественного развития фактически повисла в воздухе. Сомнительность этой гипотезы подкрепляется еще тем несомненным фактом, что общества, аналогичные по своей социально-экономической и политической структуре древним обществам Египта и Двуречья III тыс. до н. э., мы находим в Центральной и Южной Америке, а также Центральной Африке в I тыс. н. э. Именно с такого рода обществами столкнулись испанские конкистадоры в Мексике и Перу в начале XVI в.

Реальным результатом второй дискуссии  об азиатском способе производства оказалось то, что историки все  больше стали обращать внимание, с одной стороны, на специфику переходного состояния общества от первобытнообщинного строя к классово-антагонистическому или, иначе, на специфику данной межформационной общественно-экономической революции, а с другой – на специфику исторических линий развития различных совокупностей социальных организмов, локализованных в пространстве и времени. В этом отношении весьма показательной была статья Л. С. Васильева и И. А. Стучевского, опубликованная в журнале «Вопросы истории» в 1966 г.1

Дискуссия об азиатском способе  производства привела к теоретическим последствиям, о которых, судя по всему, и не помышляли ее инициаторы в начале 1960–х гг.

Первое из них состояло в отрицании  наличия коренного качественного различия в материально-производственной базе рабовладельческого античного Средиземноморья, феодальной средневековой Западной Европы и восточных социально-политических образований древнего, средневекового и в значительной степени Нового времени.

Известный ученый-востоковед В. П. Илюшечкин в своих трудах2 доказал, что социально-экономический и политический строй социальных организмов Европы, Азии и Северной Африки в древности, в Средние века, а также в Новое время основывался на одной и той же ступени развития производительных сил – земледелии, скотоводстве и ручном ремесле, хотя и то, и другое, и третье претерпели значительную эволюцию с момента их появления. Одновременно он доказал, что в экономическом отношении древневосточная (азиатская), рабовладельческая и феодальная формы собственности на средства производства, а также соответствующие им способы соединения рабочей силы со средствами производства и формы эксплуатации являются лишь разновидностями одной и той же по своему характеру рентной собственности, рентного соединения рабочей силы со средствами производства и рентной эксплуатации.

В трудах доктора исторических наук, доктора философских наук В. П. Илюшечкина ставится и решается целый ряд проблем теории общественно-экономических формаций. Среди них, например, вопросы о необходимости очищения теории общественных формаций от всего устарелого, не соответствующего современному уровню научных знаний, от чуждых ей наслоений периодов сталинского авторитаризма и брежневского застоя, о восстановлении ее основных теоретических и методологических положений применительно к указанному уровню, разработка вопросов о единых общих основаниях (критериях) при определении и различении общественных способов производства и общественно-экономических формаций, о наличии в теории общественных формаций двух разных по своему смысловому значению систем одноименных и почти одноименных категорий, которые неосознанно принимаются за единую целостную систему, что придает теории общественно-экономичес-ких формаций двойственный и противоречивый характер, и целый ряд столь же важных и сложных проблем.

Методологическую основу концепции  В. П. Илюшечкина составляет то совершенно бесспорное положение, что Марксова теория общественно-экономических формаций по своей наиболее глубинной сущности является теорией стадийного развития общества как саморазвивающейся системы на базе и под воздействием стадийного же (ступенчатого) развития его материальных производительных сил и производства и что именно этим она отличается от всех прочих концепций стадийной общественной эволюции. С данным основополагающим положением органически связан развиваемый В. П. Илюшечкиным столь же важный и бесспорный тезис, что основу и интегративное ядро каждой из общественно-эконо-мических формаций составляет свойственный ей общественный способ производства, представляющий собой диалектическое единство определенной формационной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счете исторического типа производственных отношений. Согласно этой концепции, каждый из общественных способов производства должен определяться и отличаться от всех остальных со стороны формационной ступени развития производительных сил по свойственному ей историческому типу производственной техники, опредмечивающему (заменяющему) последовательно одну из основных трудовых функций работника (двигательно-энергетическую, рабочую, контрольно-логическую) и выступающему в роли фиксатора всей системы производительных сил на данной ступени, а со стороны исторического типа производственных отношений – по типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства в процессе производства и распределения, или – что одно и то же для классовых обществ – по господствующему типу (именно типу, а не форме) частнособственнической эксплуатации (докапиталистическая рента в ее земельной, земельно-личностной и личностной разновидностях и прибавочная стоимость).

Руководствуясь данной методологией, В. П. Илюшечкин на основе анализа соответствующего фактического материала и основных положений теории общественно-экономических формаций достаточно убедительно показал, что названия азиатский, античный (рабовладельческий) и феодальный «способы производства» ни с той, ни с другой стороны не соответствуют понятию «общественный способ производства», тем более что представляют собой в сущности лишь иные наименования восточной, рабовладельческой и феодальной стадий общественной эволюции, выведенные предшественниками К. Маркса (А. Сен-Симоном и Г. Гегелем) на основе далеких от марксизма мировоззренческих и методологических принципов и вне какой-либо связи с развитием производительных сил, то есть достаточно произвольно. Поэтому он, установив, что данным стадиям был свойствен в действительности лишь один общественный способ производства, характеризует его на основе соответствующих высказываний К. Маркса как потребительно-стои-мостной или докапиталистический рентный, составлявший основу и интегративное ядро единой сословно-классовой цивилизации, к которой относятся все без исключения сословно-классовые общества древности, средневековья и Нового времени.

Содержащаяся в книгах В. П. Илюшечкина критика направлена, прежде всего, против вульгарной сталинской интерпретации теории общественно-экономических формаций. Как явствует из книг, создатель этой вульгарной интерпретации, во-первых, неправомерно свел ступенчатое развитие системы производительных сил к однолинейно-эволюционному развитию техники3 и, во-вторых, не отвергая формально идею К. Маркса о ступенчатом характере развития производительных сил, соответственно которому должны определяться и различаться соответствующие исторические типы производственных отношений, общественные способы производства и формационные стадии развития общества, он фактически заменил ее своей собственной идеей, согласно которой эволюционные «характеры», «состояния» и «уровни» производительных сил должны определяться историческими типами производственных отношений4, в том числе произвольно выделенными предшественниками К. Маркса по соответствующим столь же произвольным «эталонам» в качестве основных стадий общественной эволюции.

Последнее как раз и позволяет  некоторым нашим авторам либо придавать третьестепенное значение проблеме производительных сил, либо вообще игнорировать ее и на основе указанной интерпретации создавать столь же произвольные схемы и конструкции, «творчески» развивая и углубляя вульгарную сталинскую интерпретацию теории общественно-экономических формаций. Именно поэтому книги В. П. Илюшечкина, на наш взгляд, представляют собой нужные и полезные исследования, которые помогут непредубежденным читателям избавиться от насаждавшихся в течение длительного времени авторитарных догм в области теории исторического процесса.

Концепция В. П. Илюшечкина, на наш взгляд, ни в коей мере не затрагивает основы материалистического понимания истории, она лишь существенно корректирует наши представления о вторичной формации, вносит значительный вклад в политическую экономию докапиталистического классово-антагонистического общества, доказывает принципиальное единство основных экономических законов функционирования цивилизаций Древнего Востока, Центральной и Южной Америки, а также античной, западноевропейской христианской, арабо-мусульманской, индийской и китайской цивилизаций. С первым следствием второй дискуссии об азиатском способе производства органически связано и его второе следствие: потребовалось внести существенную корректировку в социально-философскую трактовку социальной революции, причем настолько заметную, что приходится говорить о новом этапе ее развития.

Человеческое общество, представленное в каждый данный момент множеством разнообразных социальных организмов, в своем развитии претерпевает как эволюционные, так и революционные изменения. И тот и другой аспекты постоянно протекающего обновления всемирно-исторического процесса в свете современного состояния социальной философии могут быть объективно освещены, если при этом принимаются во внимание, по крайней мере, три уровня этого процесса. Во-первых, уровень наиболее глубокий, который обнаруживает себя как общее и выражается в смене не только основных стадий общественного развития – общественно-эконо-мических формаций, но и стадий промежуточных, межформационных; во-вторых, уровень особенного, который обнаруживает себя в возникновении, сосуществовании и радикальной трансформации локальных цивилизаций; в-третьих, уровень единичного, который проявляет себя в возникновении, существовании, исчезновении или трансформации неповторимых по своей специфике отдельных социально-политических и этнокультурных организмов вполне определенной формационной и цивилизационной принадлежности.

Все уровни взаимосвязаны: преувеличение роли первого неизбежно ведет к чрезмерному выпячиванию роли необходимости в истории, к объективно-идеалистическому отклонению в интерпретации всемирно-исторического процесса; акцент на втором – к необоснованному преувеличению роли восточных или западных цивилизаций; излишнее акцентирование внимания на третьем уровне ведет к преувеличению роли случайности в истории, к релятивизации общественного развития, к сползанию на позиции субъективного идеализма.

Историческая  наука подтверждает, что основные стадии общественного развития – общественно-экономические формации – характеризуются эволюционным типом изменений. Исходными являются изменения производительных сил; за ними следуют изменения экономические, социально-классовые, политико-юриди-ческие и духовные. Ведущей движущей силой этих изменений является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Информация о работе Социальное неравенства