Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа
Критическое отношение к установкам, идеям и концепциям классического психоанализа привело к тому, что в лоне психоаналитического движения образовался ряд теоретических направлений, представители которых выступили со своими учениями, претендующими на новое видение и объяснение индивидуально-личностных, культурных и социальных проблем человеческого существования.
Введение………………………………………………………………………………………
3
1. Неофрейдизм. Понятие, история возникновения и развития……………………………
4
2. Основные представители неофрейдизма и их концепции………………………………
6
2.1. Альфред Адлер…………………………………………………………………………..
6
2.2. Карен Хорни……..………………………………………………………………………
8
2.3. Эрих Фромм……………………………………………………………………………...
13
Заключение…………………………………………………………………………………...
18
Библиографический список…………………………………………………………………
19
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Севастопольский национальный технический университет
Курсовая работа
по дисциплине:
«Философия»
на тему:
«Философия и культурология неофрейдизма»
Выполнил:
ст. гр. МАГ-5
Кузьменко Д. С.
Проверил:
Ткаченко Р. В.
Севастополь
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… | 3 |
1. Неофрейдизм. Понятие, история возникновения и развития…………………………… | 4 |
2. Основные представители неофрейдизма и их концепции……………………………… | 6 |
2.1. Альфред Адлер………………………………………………………………… | 6 |
2.2. Карен Хорни……..……………………………………………………… | 8 |
2.3. Эрих Фромм………………………………………………………………… | 13 |
Заключение…………………………………………………… | 18 |
Библиографический список……………………………………………………………… | 19 |
Введение
Критическое отношение к установкам, идеям и концепциям классического психоанализа привело к тому, что в лоне психоаналитического движения образовался ряд теоретических направлений, представители которых выступили со своими учениями, претендующими на новое видение и объяснение индивидуально-личностных, культурных и социальных проблем человеческого существования. Теоретики, которые сконцентрировали внимание на анализе строения личности, выявлении «вторичных функций Я», рассмотрении «механизмов защиты Я», не получивших подробного освещения в психоаналитических концепциях Фрейда (А. Фрейд, Г. Гартман, Д. Раппопорт, Р. Левенштейн), положили начало развитию так называемой «эго-психологии». Другие исследователи, включая Г. Рохейма и А. Кардинера, посвятили свои работы психоаналитическому изучению первобытной культуры, национальных меньшинств, человеческой цивилизации. Некоторые же, подобно Н. Брауну, попытались осмыслить фрейдовские идеи с экзистенциалистских позиций. Были и такие теоретики, которые не примкнули ни к одному из этих направлений, а, отталкиваясь от установок и постулатов классического психоанализа, пытались развить «философию психоанализа», дать философское обоснование психоаналитическому учению Фрейда (например, Г. Маркузе).
Значительная же часть современных представителей психоанализа сосредоточила внимание на социальных и культурных процессах, обусловливающих мотивационное поведение личности, жизнедеятельность человека, внутриличностные конфликты индивида. К этому направлению, которое можно назвать неофрейдизмом, независимо от того, считают ли себя неофрейдистами или нет, отдельные его представители примыкают А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, к рассмотрению идей которых мы и перейдем.
1. Неофрейдизм. Понятие, история возникновения и развития.
Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.
Как уже было сказано, в конце 30-х годов возникает неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но, оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карл Густав Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937), Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.
Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.
2. Основные представители неофрейдизма и их концепции
2.1. Альфред Адлер (1870 - 1937)
Основателем «индивидуального» направления в психосоциологии явился крупный участник психоаналитического движения, австрийский психолог Альфред Адлер. Социологизируя психоанализ, Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я», «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений. В качестве духовных характеристик человека Адлер рассматривал, с одной стороны, его биологическую неполноценность, с другой - его соотнесенность как существа социального со всем человечеством. Индивидуальная психосоциология ориентирована на то, чтобы расшифровать связь бессознательного начала в человеке и его атрибутивной солидарности с прочими людьми. Основным критерием эффективным индикатором «феноменов психической жизни», выступает «социальное чувство», выражающее связь между людьми в человеческой общности в целом. Именно социальность, коллективность являют собой смысл жизни. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются «комплекс неполноценности» и «принцип компенсации и «сверхкомпенсации». Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется «комплекс неполноценности», который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь. Чувства неполноценности вызывает у индивида неосознанное стремление к его преодолению. Данное стремление порождается «социальным чувством», в свою очередь обусловленным неспособностью человека жить вне общества. От «социального чувства» зависит и чувства превосходства, и единство личности, и ее душевное здоровье. Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, кокаинизме, в половых извращениях, - фактически во всех нервных проявлениях Адлер находил недостаточность необходимого уровня социального чувства. По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую «неполноценность» путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:
Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом;
Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность;
Уход в болезнь.
В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности,не может прийти к компенсации «нормальными способами». Он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.
Определенная переоценка Адлером места и роли «комплекса неполноценности» в структуре человека и его поведения ныне признается не только противниками, но и сторонниками его учения. Но вместе с тем современное человековедение констатирует и реальность существования «комплекса неполноценности» и распространенности его.
По сути дела, ведущим мотивом, направляющим все действия индивида, Адлер считал некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели - обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души. Эта новация Адлера - попытка социологизации бессознательного - сыграла в дальнейшем определенную роль в эволюции психологических подходов и версий.
2.2. Карен Хорни (1885-1952)
Карен Хорни получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она поступила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.
В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с Фрейдом по принципиальным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки его теории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.