Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:19, реферат
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Жан-Жак
Руссо, действительно, оставил глубокий
след не только в истории философской
мысли Франции, но и в истории
всего человечества. Своими трудами
он на несколько десятилетий предвосх
Огромен
вклад этого величайшего
Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.
Дата добавления: 19.01.2001
Конкретные взгляды на культуру
Жан-Жак Руссо вошел в историю французского Просвещения как
своеобразный, оригинальный мыслитель, способствовавший пробуждению и
подготовки Франции XVIII века к антифеодальной революции. Это ясно
осознавал и сам Руссо. Достаточно сослаться на его «Исповедь», в которой на
склоне лет он не без гордости писал, что славу писателя-демократа принесли
ему не столько литературно-художественные произведения, сколько
«Общественный договор». Политическим установлениям этого трактата Руссо, по
его словам, готов был посвятить всю свою жизнь: «В этом произведении я
видел венец своей славы».
В трактате «Рассуждение о
происхождении и основаниях
людей», говоря о неотчетливости грани, отделяющей справедливую власть от
произвола, Руссо писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению или свержению
с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и те,
которые он совершал накануне, распоряжаясь жизнью и имуществом своих
подданных. Одна только сила служила ему опорой, сила его и ниспровергла.
Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в «Общественном
договоре» словами о том, что народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и
«вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только воля народа,
по мнению Руссо, вправе создавать законы и устанавливать правительства.
Народ, создавая государство, должен подчинить ему частные интересы,
поддерживать равенство граждан, препятствовать возникновению имущественного
неравенства.
С отношением Руссо к
взгляд на роль науки и искусства в жизни общества. В «Рассуждении о науках
и искусствах» и в «Письме к Д’Аламберу» он высказывает мысль, что развитие
наук и искусств, представляющих собой, по его мнению, лишь лживые
развлечения привилегированной знати, способствуют ухудшению нравов.
Эстетический критерий Руссо – это верховенство чувств и близость к
природе, это прославление ее созданий и, прежде всего, главного творения
природы – человека. Основу художественного творчества Руссо представляют
переживания и поступки, страдания и любовь простых людей, причем он
противопоставляет их персонажам, жившим в атмосфере эгоизма и разврата. Так
например, в поучительном романе «Юлия, или Новая Элоиза» любовь и идиллия
природы противопоставлены ложной культуре и цивилизации. Здесь подробно
изложена история большой любви разночинца Сен-Пре и Юлии, богатой
аристократки. Но эта нежная и чистая любовь, пройдя через глубокие
переживания, завершилась несчастьем. Юлия по воле отца и вследствие
сословных традиций вынуждена была вступить в брак с нелюбимым человеком. В
этом художественно-лирическом романе с большой силой подчеркнута мысль, что
в условиях цивилизации с ее сословными привилегиями и пороками молодые
люди, которым природа все дала для счастья, рискуют быть оскорбленными и
униженными в своих личных благородных чувствах. Более того, в этом
обществе, по рассуждению Руссо, господствующим принципом чаще всего
являются не добродетель, а цивилизованное зло.
В романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо изложил свои педагогические
взгляды, теснейшим образом связанные со всей его идейной концепцией.
Основная мысль педагогической теории Руссо выражена в изречении, ставшем
знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится под
руками человека». В соответствии с этим положением Руссо считает, что
задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию прекрасных
естественных свойств человека. Обязательным условием воспитания Руссо
считает трудовую деятельность – обучение ремеслу, сельскому хозяйству.
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо
и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны
прежде всего владеть самим собою.
Разносторонние художественные интересы Руссо находили выход и в
музыкальной критике. Питая глубокие симпатии к итальянской музыке, он
принял горячее участие в большом споре, завязавшемся между сторонниками
итальянской и французской музыки. В замечательных обзорах Руссо смело
высказывался против пошлой французской аристократической театральщины; он
решительно отстаивал достоинства и преимущества итальянской музыки – ее
глубокую выразительность, смелость модуляций, мягкость языка.
Руссо питал большое почтение
и к венской классической
ценил музыкальное творчество Кристофа Глюка. И это имело свои основания.
Музыка Глюка отличалась своей простотой, правдивостью, гражданской
доблестью.
Не будучи профессиональным
области теории музыки. Академик Б. В. Асафьев, говоря о роли Руссо в
развитии музыкальной культуры, назвал его «проницательнейшим мыслителем и
чутким музыкантом, угадавшим своевременность наступления эры городской
демократической песенно-романсной лирики». Статьи Руссо о музыке были
собраны и изданы в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».
В своих философских
«Нет ничего в интеллекте, чего бы не было и в чувствах». В теории познания
он стоял на позициях сенсуализма. В чувствованиях (ощущениях, восприятиях)
Руссо видел подлинную основу знания и психологических способностей
человека. Более того, он истолковывал сенсуализм как некое всеобъемлющее
явление, руководящее
физическими и духовными
признавал врожденность нравственных идей – принципов добродетели и
справедливости. Разум, по мнению Руссо, чаще всего открывает дорогу к
ошибкам и заблуждениям. Только чувства способны давать верное,
исчерпывающее знание. Наши первые учителя философии, – заявлял Руссо, –
наши ноги, руки, наши глаза. Мышление же вторично по своему происхождению,
– это своего рода искусство, приобретаемое человеком, «оно дается ему,
пожалуй, еще труднее, нежели другие искусства... Размышления часто приводит
к тому, что человек вступает в сделку с совестью и подыскивает оправдание
своим неблаговидным поступкам».
литература
Муравьев Ю.А. Ги Бесс. Жан-Жак Руссо., Вопросы философии № 1, 1991.
1.Всемирная история: Эпоха просвещения/
А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: АСТ;Минск:
Харвест,2001 – Т.15
Л. В. Блинников. "Великие философы". Словарь-справочник, 2000.