Специфика философского мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы изучить и проанализировать специфику философского мировоззрения.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Определить понятие мировоззрения;
Обозначить связь мировоззрения с философией;
Рассмотреть и проанализировать структурные элементы мировоззрения;
Изучить и проанализировать основные формы мировоззрения;
Определить специфику философского мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Основная функция религиозного мировоззрения – психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде. [ 8, С.20].

Религиозная вера призвана придать  верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые  не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность  в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда  на спасение души и пр.

Религиозное мировоззрение  опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с  научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе  человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы  овладения человеком мира и взаимодействия с ним.

В большинстве религий  и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется  культом, церемониалом, выраженными  в актах богослужения. Некоторые  конфессии обставляют это очень  пышно и торжественно, что также  достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную  структуру – церковь, которая  не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет множество других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии.

В современном мире существует множество религий и религиозных  направлений. Крупнейшие из них –  христианство, ислам и буддизм  получили статус мировых религий, но они внутри себя также не являются однородными. Есть ряд религий, не относящихся  к мировым, но не менее влиятельных  в своих культурах: например, иудаизм, индуизм, синтоизм и др. Современность  формирует новые религии и  секты, привлекающие особенно молодых  людей, как правило, тех, кто разочаровался  в существующих традиционных ценностях. Но не всегда новое лучше прежнего. За пышным фасадом и мудреной словесностью часто кроется меркантильный  интерес "новых пророков" и  антигуманное содержание "новых  откровений", ритуалы и обряды, зомбирующие сознание и калечащие  душу. [ 8, С.21].

Итак, с развитием социальных форм жизни в мировоззрении постепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людей начинают интересовать не только мир, природа сами по себе, но и вопросы человеческих взаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его  нравственных ценностей.

Попытка осмыслить эти  проблемы связывается с представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются в  образах богов. Так складывается религия — исторически, социально  и психологически обусловленный  тип мировоззрения, в основе которого лежит признание существования  наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущих людей не только потому, что определяет их индивидуальное земное существование, но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены все земные проблемы.

В своем обосновании религия  опирается не на знания и аргументы, а на веру в сверхъестественное, т.е. на некритичное восприятие религиозных  догм. Высшее начало религиозного мировоззрения  воплощается в идее Бога, воспринимаемой одновременно в качестве нравственного  идеала и гаранта справедливости для всех верующих.

По мере становления исторического  процесса темпы общественного развития возрастают, быстро прогрессирует материальное производство, расслаивается социальная канва общества, усложняются все  общественные отношения. Человека уже  не удовлетворяет ни эмоционально-символическая  картина мира, которую дает мифология, ни некритичная вера религии. Теперь он нуждается в новом, обобщенном представлении и мире, пытается найти  то всеобщее начало, которое объединяет все сущее, делает мир целостным  во всех его конкретных проявлениях. Он стремится мыслить самостоятельно, свободно и бесстрашно, пересматривая  устоявшиеся представления, традиции и нормы. Для этого необходим  новый уровень общественного  сознания — теоретическое отношение  к действительности.

Новым историческим типом  мировоззрения становится философия, которая вместо мифологической и  религиозной картины мира дает логическое научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему  духовных ценностей человека.

О том, что возникновение  философии было закономерным явлением, говорит тот факт, что это мировоззрение  сложилось в период между 800 и 200 годами до н.э. в разных центрах цивилизации  — Китае, Индии, Иране, Палестине  и Греции.

Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями  складывалась постепенно.

В философии рано обозначились два основных комплекса проблем, определивших направление философских  исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное  бытие, другое — разрабатывает представление  и человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблем  в дальнейшем и составят основу философских  размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии  и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы.

 

4. Специфика философского  мировоззрения

 

В отличие от мифологии  и религии, философия опирается  на теоретико-логическое размышление  человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии  как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная  вера, а размышление, философия –  это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое  осмысление уже сложившихся представлений  о мире.

Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет  дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших  представлений о бытии, поэтому  чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение –  результат не праздного любопытства  не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений. [ 8, С.23].

Философия выражала появившуюся  потребность разбираться с помощью  разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали  в ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение  мира в системе понятий. Кроме  того, философское мировоззрение, в  отличие от мифологического и  религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное  мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного  осмысления.

Каждая философская концепция  сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный  анализ тех или иных проблем.

Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить  информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она  будет более весома и значима.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности  в гармонизации отношений.

Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение  человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия –  определенные абсолюты.

Они близки и тем, что это  ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами  жизнедеятельности).

И, тем не менее, это различные  формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так  и по способам отражения человеком  мира:

Философия как рефлексия, как размышление исходит в  своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины  развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний  мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

Бог для философии является понятием бытия, которое также требует  своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским  дисциплинам можно отнести философию  религии. Для религиозного мировоззрения  Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.

Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы  понятий, подкрепляемых логикой  научного знания.

Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь  осмыслить их своим специфическим  языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение  касается и иррациональных (в том  числе и религиозных) философских  концепций.

 

Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое  состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в  мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая  себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

Религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.

Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия  подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор  позиций.

Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия  ориентирует человека на совершенствование  души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную  деятельность.

Религия, хотя и постулирует  свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном  сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью  опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и  возможна на основе свободы мысли.

 

Заключение

 

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в данной работе не ставилась задача умалить  или принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить –  философское. Думается, что здесь  вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой –  свой путь постижения истины.

Обобщая вышеизложенный материал, а также имея ввиду современное  состояние философского знания, можно  выделить следующие особенности  философского мировоззрения:

Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального  знания о мире: на логическом анализе  фактов, на обобщениях, выводах и  доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять  мифологический вымысел.

В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.

Оно развивается само и  создает предпосылки для развития научного знания.

Философское мировоззрение  является основанием для практической деятельности человечества и для  существования культуры в широком  смысле этого слова (как разнообразных  форм человеческой деятельности и ее результатов).

Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное  мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и  всего человечества, которое, как  и отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов.

Список использованной литературы

 

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин.  Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Высказывания великих.  М.:”Мысль”, 1993, - 244с.

3. История философии в  кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. - 155с.

4. А.Ф. Малышевский. Введение  в философию: Учеб. пособие. / Под  ред. А.Ф. Малышевского. –М.: Просвещение, 2005, - 256с.

5. Н.Н. Смирнова. Конспект  лекций по философии; СПб.: ООО  «Издательство “Альфа”», 2000.

6. А.Г. Спиркин – Философия:  Учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 816с.

7. Семинарские занятия  по философии: Учебник. / Под ред.  К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.

8. Е.М. Удовиченко. Философия:  конспект лекций и словарь  терминов. Учебное пособие. –  Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.

9. Философия. Учебник. / Под  общей редакцией Г.В. Андрейченко,  В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во  СГУ, 2001. – 245 с.

10.   Философия: Учебник  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. —  M.: Юристъ. 2004.

11.   Философия в вопросах  и ответах. Учебное пособие  для вузов / Под ред. проф. Е.Е.  Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. –  351 с.

12.   Философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный  Дом. 2003.

13.   Фролов И.Т. Введение  в философию: Учебник для высших  учебных заведений: В 2 ч. / Под  рук. И.Т. Фролова. М.: ДРОФА, 2004.

14.   А. Якушев. Философия:  конспект лекций. Учебное пособие.  – М.: Приор-издат, 2009. — 224 с.

Информация о работе Специфика философского мировоззрения