Специфические черты древнеиндийской философии. Основные школы. Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Индийская философская система объединяет множество различных воззрений и школ. Первоначально вся индийская философия основывалась на священных текстах – Ведах, возникновение которых относят к 1500 году до Н.Э.. Внутри традиции считается, что Веды намного старше, около 5 тыс. лет до Н.Э., и все это время передавались устно. Считается, что в 1500 году до Н.Э. веды были впервые записаны. Язык Вед – санскрит.
Особенность индийской философии заключается в том, что основным предметом рассуждений в ней служит область трансцендентного, религиозных вопросов и космологии в целом. Политика и светская этика в индийской культуре занимает отдельную область, которая не относится к классической философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Специфические черты древнеиндийской философии.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Специфические черты древнеиндийской философии. Основные школы. Буддизм.

1. Общие сведения  об индийской философии

Индийская философская система объединяет множество различных воззрений и школ. Первоначально вся индийская философия основывалась на священных текстах – Ведах, возникновение которых относят к 1500 году до Н.Э.. Внутри традиции считается, что Веды намного старше, около 5 тыс. лет до Н.Э., и все это время передавались устно. Считается, что в 1500 году до Н.Э. веды были впервые записаны. Язык Вед – санскрит.

Особенность индийской философии заключается в том, что основным предметом рассуждений в ней служит область трансцендентного, религиозных вопросов и космологии в целом. Политика и светская этика в индийской культуре занимает отдельную область, которая не относится к классической философии.

Еще одна особенность – это то, что развитие всей философии происходит на основании комментариев к имеющимся текстам (первоначально – Ведам), а затем на основании комментариев к комментариям.

Также как еще одну особенность можно выделить тот момент, что индийская мысль не придавала особого значения истории как отдельной науке, поэтому не имеет собственной истории философии. Это связано с тем, что у индийцев превалирует циклическое восприятие исторического хода времени, а не линейное, как в западной культуре. То есть все событие повторяются каждый год, поэтому нет особой необходимости их запоминать.

Развитие индийской философии ученые подразделяют на три периода:

- Ведийский  период (1500 – 500 гг до Н.Э.)

- Классический или брахмано-буддийской период (500 г до Н.Э. – 1000 г Н.Э.)

- Постклассический  или индуистский период (начиная  с 1000 г Н.Э.)

2.  Основные школы  древнеиндийской философии

2.1. Ведийский период

Философия ведийского периода (1500 – 500 гг до Н.Э.) основывается на учении Вед и Упанишад, которые являются комментариями к Ведам. В переводе с санскрита слово «веда» означает «знание». Согласно воззрениям традиционного индуизма Веды возникли сразу после сотворения мира богом Брахмой, они изошли из его тела как проявление его мудрости. Ученые датируют появление собственно текстов вед 1500 г до Н.Э.

Тексты Вед подразделяются на 4 группы:

- Ригведа (сборник гимнов)

- Самаведа (сборник жертвенных  песен)

- Яджурведа (сборник жертвенных изречений)

- Атхарваведа (сборник заклинаний)

 

Сами Веды собственно философских рассуждений содержать очень мало. В основном они выражают полумифическое религиозное мировоззрение: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Каждый огонь есть проявление Агни(Бога огня), каждый глаз — проявление Савитара или Сурьи (Бога солнца) и т. д.

Первая попытка философского осмысления в Ведах происходит в гимне «Пуруша – сукта» из Ригведы, которая содержит описание космологического процесса и всего возникновения мироздания из одного вселенского духа (Пуруши, буквально переводится как «дух, человек»). Посредством принесения в жертву Пуруши и возникает мир, причем процесс жертвоприношения, само жертвоприношение, жертвователь и полученный результат – это одно единое существо. Также в этом гимне впервые описывается дуальная природа бытия, подразделение всего сущего на два принципа – мужской и женский, что впоследствии становится очень важным моментом в философской мысли Индии.

Дальнейшее развитие философской мысли в ведический период происходит в текстах Упанишад (букв. «сидеть внизу у стоп/учителя/») которые возникают с 800 г до Н.Э.. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед, поэтому их также называют Веданта (букв. «заключение/итог/ Вед»). Всего существует 2 разряда канонических Упанишад: мукхья (11 текстов) и муктика (108 текстов), авторитет которых признан всеми индуистами, а также некоторое количество неканонических Упанишад, относящихся к различным направлениям индуизма (шиваитские, вишнуитские и шактийские Упанишады).

Основная идея Упанишад – это единство первоначальной сущности (Брахмана, Бога) и индивидуальной души (Атмана). Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный, вечный и бесконечный, совокупность всего, что когда-либо было, есть или будет. О природе Ишвары (Брахмана как повелителя, владыки) и Атмана, например, в «Иша-упанишаде» говорится следующее:

 

«Тот, кто видит все связанным с Высшим Владыкой, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Брахмана во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо. 
Тот, кто всегда смотрит на живое существо как на Атман, качественно равный Брахману, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека? 
Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного ишвары, бестелесного, всеведающего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.»


В упанишадах основное значение придается ответам на следующие вопросы: Кто есть Знающий? Что заставляет мой ум думать? Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью? Откуда появился космос? 

В Упанишадах развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа, о сансаре – вечном круговороте рождений и смертей, и о мокше – освобождении от колеса сансары.

На основе комментариев к Упанишадам возникают различные индийские философские школы, относящиеся к классическому или брахмано-буддийскому периоду.

2.2. Классический или брахмано-буддийский период.

Начиная с 500 г до Н.Э. в философский воззрениях Индии начинают рассматриваться вопросы этики и морали. На базе Упанишад возникают ортодоксальные философские школы, основывающиеся на учении Вед, и неортодоксальные, противопоставляющие себя общему течению. Все эти философские школы называются даршаны (букв. «видение»).

Шесть ортодоксальных даршанов (школ):

1) Миманса (или Пурва – миманса, «полное исследование»).

Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы (этического закона), понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает мокшу(«достижение освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Это школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

2) Веданта («Завершение Вед»)

Философия школы основывается на тексте Веданта-сутры, написанном около 1 Века Н.Э., автором этого текста признается легендарный индийский мудрец Вьяса. На основе комментариев к Веданта-сутрам внутри школы возникло три различных направления.

Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом. Концепция Брахмана как Верховного Духа или как вечно существующей, имманентной и трансцендентной Абсолютной Истины, являющейся божественной основой всего сущего — выступает как центральная тема в большинстве школ веданты. Единственной истиной является Брахман, он один только и существует, а многообразие видимых предметов объясняется как игра иллюзии (майи), которая покрывает Истину (Брахмана). Цель философской школы – познание Атмана (собственной сущности) и достижение Брахмана.

3) Санкхья («перечисление»).

Основоположник школы – мудрец Капила (ок. 6 века до Н.Э.), который в тексте «Таттва-самаса» предложил воспринимать мироздание на основе подразделения всего на таттвы(перовпричины, элементы). Главные таттвы – Пуруша и Пракрити, одновременно тождественные друг другу, но выполняющие различные функции. Пуруша – это подобие Ведантического Атмана, он является пассивым свидетелем всего происходящего, а Пракрити – это материя, лишенная сознания, которая трансформируясь под влиянием закона кармы, распространяется в другие таттвы, из которых возникает мир. Таким образом, санкхья не признает наличия Бога-творца, который руководит всеми процессами мироздания. Сушествует лишь Пуруша, но он никак не действует. Все происходящее зависит от закона кармы (причинно-следственых связей). Эту школу можно назвать индийским деизмом.

4) Йога («связь, соединение»)

Йога – это философия на практике, основной целью которой служит достижение освобождения посредством физических и ментальных упражнений. Философская база йоги во многом основывается на Санкхье, но здесь признается наличие индивидуализированного Бога, который может вмешиваться в происходящие события. Основной текст – «Йога-сутры» за авторством Патанджали, ок. 4 века Н.Э. В этом тексте изложено планомерное достижение самадхи («полного погружения» в созерцание высшей сущности) посредством предварительных физических упражнений («асана» - поза) и строгого следования моральным принципам («яма» и «нияма» - то, что следует делать и чего делать не следует).

5) Ньяя («правило, логика»)

Основной текст – «Ньяя-сутры», авторство которого приписывают мудрецу Акшападе. Текст датируется 3 -4 вв Н.Э. Основа философского осмысления школы – это признание существования всех предметов в реальности, не зависимо от ума познающего субъекта. Таким образом, отрицается идея майи (иллюзии). Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства логического познания реальности.

В системе философии Ньяя признается существование Бога – творца, который создает мир из вечно существующих мельчайших частиц и субстанций, таких как пространство, время, ум и душа. Этическая цель – это достижение осознания своей внутренней сути посредством отказа от отождествлений с телом, умом и прочими субстанциями.

6) Вайшешика («отличная, выделяющаяся»)

Школа была основана мудрецом Канадой в 3-2 вв до Н.Э., она тесным образом связана с воззрениями Ньяи. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако, между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Неортодоксальные даршаны (школы):

- Буддизм, возник примерно в 4 веке до Н.Э. на основе учения Будды Шакьямуни.

- Джайнизм, возник примерно в 6 веке до Н.Э., в нем отрицается авторитет Вед и кастовое различие между людьми. Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая вечная душа потенциально может достичь божественного сознания собственными усилиями.

2.3. Индуистский период

Начиная с 1000 года Н.Э. буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться. Для этого периода характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман из Упанишад и есть Бог Вишну, или Шива, или Богиня Шакти. Возникает три основных направления: вишнуизм, шиваизм и шактизм. В рамках этих направлений написано множество неортодоксальных Упанишад, в которых описывается превосходство какого-либо Божества над всеми остальными. Философия этих направлений сходна во многом и с ведантой, и с санкхьей. Основное различие – это то, что верховным Брахманом признается какой-либо определенный Бог (Вишну или Шива) и ему приписываются все качества Брахмана из Упанишад.

3. Буддизм

Основоположником Буддизма считается Будда Шакьямуни, другое его имя - Гаутама. Согласно буддийскому летоисчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н.э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564 г. а смеpти-483 г. до н.э.

По преданию, он родился во влиятельной кшатpийской семье из племени шакьев в местечке Лумбини, в 29 лет оставил мир и сделался странствующим монахом. Шесть лет вел строго аскетический образ жизни, но затем разуверился постичь истину. В возрасте сорока лет он достиг Нирваны, в дальнейшем излагал свое учение группе монахов и умер в глубокой старости. Возникновение буддизма в качестве самостоятельного учения все источники связывают с просветлением Гаутамы, которое произошло близ местечка Уpувела и в момент котоpого он откpыл для себя основные положения своего учения и обpел воспоминание о пpежних pождениях.

Основной упор в раннем буддизме делался на этическую сторону; сложные метафизические вопpосы Будда не pазбиpал в своих пpоповедях, обpащенных к миpянам.

Особенностью раннего буддизма является отсутствие непосредственной зависимости конечного освобождения от воли Бога. Будда («просветленный») выше богов, и человек, идущий по указанному им пути, не нуждается в их помощи; достижение нирваны(«освобождения») обеспечивается индивидуальными усилиями практикующего.

Главным положением pаннего буддизма считаются «четыpе благоpодные истины». Они в сжатом виде представляют собой положения о том, что:

Информация о работе Специфические черты древнеиндийской философии. Основные школы. Буддизм